Печать
Категория: ДНОВСКИЙ РАЙОН В СМИ
Просмотров: 3467
В перестроечные времена кастрюли и сковородки свалились как снег на голову директоров ленинградских научно-производственных объединений, вынужденных заниматься конверсией. То есть – переводом производства военного назначения на гражданские рельсы. И этот процесс имел позитивный результат: горожане, уставшие от дефицита и скудного ассортимента посуды, радостно покупали «конверсионные» кастрюли – до тех пор, пока их не вытеснил китайский ширпотреб. Однако и сегодня в северной столице успешно делают металлическую посуду. Более того: производителей становится все больше. Уже в этом году в Петербурге открылся новый завод компании «Нева металл посуда», где будут выпускать литые сковородки с антипригарным покрытием, сковородки с рисунком, глубокие сковородки воки, казаны, сотейники, кастрюли, утятницы всех возможных размеров и цветов.
Эта компания не новичок на петербургском рынке. Она работает с 1999 года и является одним из крупнейших производителей посуды из литого алюминия с антипригарным покрытием в Восточной Европе. Все это время производство размещалось на условиях аренды на заводе «Красный выборжец». Тогда предпринимателям-сковородникам дали «в нагрузку» 145 рабочих и техников, которых нельзя было увольнять. Они и составили коллектив нового предприятия. В середине 2000-х предполагалось отдать эту территорию на Свердловской набережной под жилищное строительство. Тогда производители посуды оказались бы в чистом поле.
Завод спас кризис 2008 года: у строителей денег не оказалось и о продаже забыли. В итоге компания спокойно дожила до 2014 года, когда началось строительство собственной производственной площадки. Было решено, что предприятие разместится в «Мебельном технопарке» в строящейся промзоне «Ржевка». В технопарк входят Первая мебельная фабрика, «Севзапмебель», «Бриз» и другие мебельные предприятия, а также компания Knorr-Bremse, производитель тормозных систем для высокоскоростных поездов, которая планирует открыть здесь собственные цехи.
Инвестиции в новый «сковородный» завод составили 372 млн рублей. Новый завод дал городу 160 рабочих мест. Мощность – до 2,5 тыс. изделий в смену. Производительность труда на новом предприятии за счет использования современного оборудования вырастет на 40%. Невзирая на сложную экономическую ситуацию, авторы проекта рассчитывают на окупаемость через 6 – 7 лет. 
Завод по выпуску сковородок можно назвать инновационным – технология более сложная, чем кажется на первый взгляд. Прежде чем нанести антипригарное покрытие на заготовку, ее необходимо обработать пескоструйным аппаратом. Работу подобных устройств мы наблюдаем, когда с металлических конструкций петербургских мостов снимают старую краску. После этого наносится грунт, благодаря которому продукты во время жарки не пригорают к дну.
Удивительно, но в окрасочных боксах работники находятся не в защитных масках. «Дело не в том, что мы не соблюдаем технику безопасности и охрану труда, а в том, что это абсолютно безопасно, – уверил директор по маркетингу предприятия Константин Жижемский. – Во-первых, работают мощные вытяжки. А во-вторых, на изделие наносится покрытие на водной основе – кстати, тоже российского производства. Так что я хоть сейчас могу облизать эту сковородку, и ничего страшного не произойдет».
Связующим элементом в антипригарных покрытиях выcтупает политетрафторэтилен (ПТФЭ), безопасный для человека и окружающей среды. Нам, как потребителям, более знакомо слово «тефлон», однако это зарегистрированная торговая марка корпорации DuPont, а значит, в России используется непатентованное название вещества. ПТФЭ инертен, он не вступает в химическую реакцию с кислотами, щелочами и растворителями. Добавление органических растворителей в него минимально, поэтому он относится к четвертому, самому безопасному, классу и используется, в частности, в медицинской промышленности.
Алюминиевые заготовки, из которых потом получается кухонная утварь, делают в городе Дно Псковской области. Вывод части мощностей за пределы Петербурга обоснован: в нашем городе непросто открыть литейное производство. Кроме того, на Псковщине остро стоит вопрос трудоустройства людей, ранее сокращенных с других предприятий. Поэтому именно там был открыт завод со штатом 340 человек. 
Теперь компания является одной из немногих в России, имеющих собственное высокотехнологичное литейное производство. Здесь освоили технологию литья с кристаллизацией под давлением, что делает посуду более износоустойчивой.
На петербургской площадке выполняют финальную часть обработки сковородок. Здесь же – «мозг» производства: управленцы, конструкторы, технологи, маркетологи. 
Нам, обычным пользователям кухонной утвари, и в голову не может прийти, что существует разница между иностранным и российским подходом к изготовлению этих изделий.
«Западные производители посуды уделяют больше внимания тому, чтобы она как можно дольше сохраняла свой внешний вид, – пояснил Константин Жижемский. – Посуда получается устойчивой к истираниям, в том числе и лопаткой. А это достигается за счет органических растворителей и упрочняющих компонентов. Чем их больше, тем меньше самого ПТФЭ, который и создает антипригарные свойства».
Петербургская посуда изготавливается по ГОСТам, однако в компании разработан и собственный, более жесткий стандарт качества. Готовые изделия рассчитаны примерно на 4,5 тыс. циклов приготовления пищи. Чтобы это доказать, над ними проводят длительные испытания: кипячение с маслом, уксусом, нагрев, охлаждение и истирание.
Металлическая посуда из Петербурга продается по всей России и экспортируется в Казахстан и Белоруссию. В планах – выход на новые экспортные рынки – в Молдавию, Литву и Италию. «В Финляндии пока китайцы в этом сегменте выигрывают по цене, а в Латвии наши изделия готовы охотно покупать, только просят сделать упаковку на английском языке», – резюмировал генеральный директор группы компаний Александр Шереметьев. 
Галина НАЗАРОВА,
Фото Gerasimivski/shutterstock.com
spbvedomosti.ru