Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 2982

Позднее время. Звонит телефон. В трубке голос выпускника Ленинградского высшего общевойскового командного училища им. С.М. Кирова. 

– Ты знаешь, что Василию Антоновичу скоро сто лет?
– Знаю. Лучше скажи, что я должен сделать.
– Надо написать... 
– Но это надо готовить не одну неделю, – пытался сказать я. 
– Материал есть, завтра встречаемся. И повесил трубку.
Оставалось догадываться, что я получу в руки: письма, воспоминания, рассказы ветеранов. Если звонит уважаемый мной человек, закончивший училище не на один год раньше меня, значит не всё так просто.
Следующие дни принесли еще больше неожиданного: телефон разрывался от звонков – Самара, Калининград, Крым, Москва,  Забайкалье, Дальний Восток, Беларусь… Первое время пытался считать звонки, потом бросил. Звонили выпускники училища разных лет выпуска, те кого учил Гига Василий Антонович и кто окончил училище в семидесятые-девяностые годы.
Один вопрос после представления, кто звонит: «Саня, ты пишешь про батю?» 
– Ну, я.
– Тогда напиши вот про это… и дальше рассказ о Василии Антоновиче. 
Звонки не прекращались всё время работы над материалом. 
…Как и было обещано, на следующий день материалы архивов, воспоминания разных лет об освобождении Спаск-Деменска, Риги, вырезки из газет «Красная звезда», «На страже родины», газеты муниципального образования Петергоф  за разные года были на моем столе…
За  окном падает пушистый январский снег. День клонился к вечеру. 
По стенам кабинета начинают бродить холодные тени уходящего дня. На столе гора материала. Не просто бумага: архивные документы, на всех штамп одного учреждения – Центрального архива МО РФ. Более 80 документов, более 220 страниц: копии характеристик, приказов, выписки из наградных, служебных  и аттестационных материалов, личного дела, различных справок. Кроме того вырезки из газет «Красная звезда», «На страже родины», газеты муниципального образования Петергоф.
Оставить  до утра?  Нет, там жизнь человека-легенды, ночи может и не быть.
Но всё по порядку.
 
Географ 
 
В феврале 2016 года исполняется 100 лет Первому начальнику Ленинградского высшего общевойскового командного училища имени С.М. Кирова  генерал-майору ГИГЕ Василию Антоновичу. 
Дорога жизни этого человека овеяна всеми ветрами ХХ века.
Родился он на маленьком украинском хуторе села Грицовка Сребнянского района Черниговской области холодной зимой 1916 года, 27 февраля, в крестьянской семье Антона Викторовича и Александры Денисовны. Когда Василию было 9 лет, умирает мать, оставляя на руках мужа  троих малолетних сыновей, еще Павла и Григория. Заменила мальчикам мать и жену Антону Викторовичу Агафья Емельяновна, жительница села. Значительно позже, после смерти отца и окончания войны, Василий Антонович перевезет Агафью Емельяновну из украинской деревни в Ленинград, где проживал с семьёй. В 1930 году мальчишек стало четверо, родился брат Николай.  
Перед глазами строки автобиографии. Четко, ясно, лаконично. 
Разве думал молодой крестьянский парнишка, что уготовила ему судьба? 
А судьба уготовила быть «учителем по жизни». В июне 1933 года Василий Антонович поступает в Нежинский педагогический институт на географический факультет, который вскоре переводят в состав Киевского педагогического института. 
В июне 1937 года его встречает Кяхтинское педагогическое училище Бурятско-Монгольской АССР, где он преподает географию и методику географии. Но Василию Антоновичу не случилось много учительствовать. 
Уже 5 декабря 1937 он призван в ряды Красной Армии, а 10 декаб-
ря  зачислен курсантом команды одногодичников в 32-й кавалерийский полк 22-й кавалерийс-кой дивизии Забайкальского военного округа. 
Здесь, в Забайкалье, дан старт яркой и продолжительной армейской жизни будущего генерала, спасшего во время войны жизнь многих солдат, воспитавший большую плеяду курсантов, ставших в последующем прекрасными военными.  Многие  перерастут своего наставника в званиях. Чего стоит один перечень фамилий: генералы армии Юрий Балуевский, Валентин Бобрышев и Виктор Казанцев, генерал-полковники Борис Громов, Валентин Яковлев... Всем им путевку в офицерскую жизнь дал Василий Антонович Гига. 
Это будет потом. 
 
Командир взвода
 
А в ноябре 1938 года Василий Антонович назначается командиром пулеметного взвода этого же полка. Символично, что Военную присягу молодой командир взвода принимает  23 февраля 1939 года. А в  мае того же года он адъютант командира полка. В июне 1939 года ему присваивается  воинское звание «младший лейтенант», а в апреле 1940 года назначается помощником командира эскадрона 32-го кавалерийского полка по строевой части.
За год до начала Великой Отечественной войны, 16 июля 1940 года, Василию Антоновичу присвоено воинское звание «лейтенант». Молодой, волевой, энергичный лейтенант обратил на себя внимание, учтено его педагогическое образование. Василия Антоновича переводят в Читу на должность преподавателя военной топографии Военно-политического училища. 
 
Начальник штаба
 
Второй раз судьба сделала свое дело. На преподавательской работе он пробыл недолго и уже в октябре 1940 года получил назначение во вновь формируемую 17-ю танковую дивизию помощником начальника штаба мотострелкового полка. 
События 22 июня 1941 года застали Василия Антоновича в пути: дивизия осуществляла передислокацию из Забайкальского военного округа на запад. Со 2 июля 1941 года, 17 танковая дивизия, входившая в состав 5-го механизированного корпуса, вошла сначала в сос-тав войск 16-й, а затем 20-й армии Западного фронта.
Горькую чашу отступления  начального периода войны Василий Антонович  испил сполна. 
Как вспоминал Василий Антонович, первый бой он принял 26 июня 1941 года под городом Лепель. 
«Сейчас в книгах и кинофильмах первые недели войны показывают как сплошное отступление», – делился мыслями Василий Антонович. – «А между тем мы активно контратаковали противника. К примеру, в первом же бою наш полк захватил 18 фашистских орудий. Мы не только вышли из окружения, но и нанесли существенные потери врагу».
Выход из окружения, бои в сос-таве 1-й гвардейской Московской стрелковой дивизии на Западном фронте. В июле 1941 года 17-й мотострелковый полк ведет боевые действия в окружении.
Василий Антонович по приказу командира полка дважды переходит линию фронта, чтобы установить связь со штабом дивизии. 
 Время за полночь. Вдоль стек-ла медленно кружат снежинки. 
... по приказу командира полка дважды переходит линию фронта. 
Богаты архивные материалы. Перед глазами представление к награждению орденом «Ленина» лейтенанта Гига В.А. За проявленные мужество и героизм 3 августа 1941 года он был представлен к награж-дению орденом «Ленина». Командующий 20 армией генерал-лейтенант  Курочкин Павел Алексеевич подписал Наградной лист, где в разделе 1 «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» рукой написано одно предложение: «Выполняя приказ командира полка, находящегося в окружении, дважды переходил линию фронта, устанавливая связь с дивизией». 
Но Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 авгус-
та 1941 года Василий Антонович награждается орденом «Красного Знамени».
На войне как на войне. Легкое ранение. Первый медсанбат, возвращение обратно в полк. 
И побежали жаркие, полные напряжения военные дни  сорок первого года. 30 августа  Василий Антонович уже помощник начальника штаба 175 мотострелкового полка 1-й танковой дивизии. За боевые заслуги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками 29 сентября полк  преобразовывается в 3-й гвардейский мотострелковый полк 1-й гвардейской мотострелковой дивизии. А  в ноябре Василий Антонович  назначается   начальником штаба полка.
Вот здесь, на штабной работе, ярко проявляются  организаторский талант и волевые качества молодого капитана. Он  добился четкой работы штаба в сложных фронтовых условиях. В особо ответственные моменты боя он лично контролирует боевую работу под-разделений и управление боем.
И опять копии документов: наградные, характеристики... 
Выписка из Наградного листа: 
«В особо ответственный момент обнаружив, что в одном из подраз-делений нет успеха, тов. Гига принял на себя командование и обеспечил выполнение боевого приказа, в результате чего задача по овладению д. Захарово была выполнена. Достоин награждению орденом «Красной Звезды».
Но опять кто-то посчитал, что этого подвига для «красной звездочки» недостаточно. 
За личное мужество и храбрость 28 марта 1942 года приказом Войскам Западного фронта № 0310 Василий Антонович  награжден медалью «За отвагу».
В феврале 1942 года Василий Антонович  получает второе, уже тяжелое ранение, и до мая 1942 года находится на излечении в Мос-
ковском госпитале. Там  он узнает о присвоении ему очередного  воинского звания «майор». По выздоровлению возвращается в родной полк. 
Было интересно  читать в документах, что  после войны, в мае 1948 года Василию Антоновичу  были  подтверждены воинские звания «старший лейтенант» и «капитан», присвоенные ранее. 
 
Командир полка
 
В октябре 1942 года Василий Антонович допускается к исполнению должности командира стрелкового полка. 
За плечами всего 26 лет от роду.
И вот опять Выписка из боевой характеристики: «Тактически хорошо подготовлен. Смел. Решителен в своих действиях. Обладает достаточными волевыми качествами». Имея целый ряд положительных качеств, необходимых для исполнения такой должности, Василий Антонович действительно стал хорошим командиром полка, но несколько позднее, а в декабре 1942 года назначается заместителем командира  1-го гвардейского мотострелкового полка по строевой части. 
Полк воевал, громил фашистов.  
Из воспоминания Василия Антоновича: «Когда в конце 1942 года готовилось знаменитое окружение врага под Сталинградом, на северном участке советско-германского фронта на реке Великой, что впадает в Ильмень, решили подготовить отвлекающий прорыв обороны гитлеровцев. Под командованием Жукова тогда было три армии, от каждой в первом эшелоне наступало по дивизии. Мой полк от 1-й Московской дивизии находился в самом центре прорыва. Вклинились на 5 километров, а ширина прорыва – всего 3 километра: немцы из пулеметов насквозь простреливают пространство. Прямо через наши боевые порядки ввели в бой кавалерийский корпус генерала Белова. Едва кавалерия прошла, нас атаковали танки. В полку же две слабенькие 45-миллиметровые пушки. Один танк все же подбили, а остальные прут. Тогда пришлось первый и единственный раз за всю войну вызвать огонь собственной артиллерии на себя – другого выхода не было...»
22 января 1943 года  дивизию переформировывают в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию (II формирования), а полк, в котором служил Василий Антонович, – в 167-й гвардейский стрелковый.
И вот опять «школьная парта». В феврале 1943 года майор Гига Василий Антонович зачислен на курсы усовершенствования командного состава Западного фронта. Он убывает в город Подольск Московской области. В период обучения, в марте 1943 года, ему присвоено  воинское звание «подполковник». 
Вот выписка из Аттестационного листа на присвоение очередного воинского звания командиру 608-го стрелкового полка: «За время работы в дивизии показал себя грамотным, дисциплинированным и требовательным командиром, обладающим хорошими организаторскими способностями и волевыми качествами. Тактически подготовлен хорошо. В период боевых действий в дивизии в августе 1943 года показал свое умение руководить боем полка. Его полк отличался своей маневренностью, быстрым и умелым прес-
ледованием противника и ведением боя. Лично ГИГА в боях показал себя настойчивым, требовательным и отважным командиром. Достоин присвоения очередного воинского звания «подполковник».
После окончания курсов, в июне 1943 года, он  назначается командиром 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой дивизии. Грамотный, дисциплинированный, требовательный, настойчивый и отважный командир, Василий Антонович умело руководит  боевыми действиями полка. 
 
гига26
Александр СЛЕСАРЧУК, 
руководитель поискового 
отряда «ЛЕНПЕХ-ПЕТЕРГОФ»
Продолжение