Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 2190
Имя этого человека хорошо известно постоянным читателям нашей газеты и жителям района. Он – поэт. Что это значит на самом деле? Как к поэзии приходят и как со званием «поэт» живут? Своими жизненными историями, душевными переживаниями, взлетами, падениями и личными победами поделился с нами удивительный Игорь Фадеев.
 
«Она обнимала меня за каждым деревом»
 
–  Расскажите, как складывалась Ваша карьера? Какие должности Вы занимали? Что интересного Вы узнавали для себя на каждом новом месте работы? 
 
– Жизнь человеческая – явление очень сложное… Не зря в одном из стихотворений я написал: 
 
«Прожить – не поле перейти,
Не раз омоешься слезами,
И что дано, и что найти, 
Мы разберемся только сами!»
 
В 1966 году я окончил Псковский пединститут и был направлен в поселок Ветью тогдашней Коми АССР. Вернее, не в поселок, а на поселение, где была и зона, и «расконвойка», и тайга, и болота без конца и края. Именно в такие места посылала наша Родина на исправление своих сыновей и дочерей… Я же должен был отработать три года в восьмилетней школе, открытой для детей заключенных и военной охраны. И вообще, мне тогда Коми показалась одной сплошной зоной, хотя это было не так. Но за три года я узнал Россию криминальную, где судьбы людей бывают замысловатее любой выдумки, любой фантазии. Многие мои рассказы и очерки посвящены этим судьбам. 
Приехав в Дновский район, я работал директором в двух школах района, учителем русского языка и литературы в Выскодской школе. Директором мне работать не понравилось, а вот в качестве учителя я был на своем месте. Работал, по сути, в качестве чиновника, я узнал Россию бюрократическую, да еще с партийным окрасом тех, кто потом выкинул партбилеты на помойку и переехал в Псков на хорошие должности. 
Был перерыв в моей педагогической работе, когда я стал работать мастером леса, а потом лесником в Дновском лесничестве. Это были лучшие годы моей жизни, ибо Родина и лес были для меня неразделимы, она обнимала меня за каждым деревом. А какие люди работали рядом со мной! Работяги, душевные, с непростыми судьбами. О них я тоже написал немало. В Дновском лесничестве я узнал Россию работяг, рабочего люда, чей тяжкий труд оплачивался копейками.
И сам я потом уже постиг Россию городскую и деревенскую, бедных и богатых, сволочей и ангелов, подлецов и порядочных людей, олигархов и нищих, властолюбцев и бездельников. Впрочем, попадались и полутона, двуликие Янусы, но редко. Мне их было искренне жаль…
 
«Поросль оставляю большую»
 
–  Расскажите о своей семье. Какая она?
 
–  Семья у меня нормальная, хорошая, я счастлив в своей семье. У меня две дочери, трудолюбивые умницы-разумницы. Ирина нашла свое счастье в семье – у нее три сына, мои внуки. Ольга – в творчестве, которое переплелось с моим. Мы с ней «на одной волне», написали множество песен и романсов, которые исполняют известные певцы, как в Дно, так и в Петербурге. У меня есть также внучка Елизавета, трудолюбивый хороший человечек, правнучка Машенька, которая старше своего дяди Богдана. Своими зятьями – Владиком, Саидом, Сергеем – я также горжусь. В общем, поросль оставляю большую. О супруге не говорю: она сравнима разве с Ангелом! Мои стихи – ей и о ней!
 
«Грыз себя за подлые поступки»
 
–  Какие качества характера Вам помогали расти по жизни?
 
–  Я всегда умудрялся сохранять необыкновенный интерес к жизни и к людям, встреченным мною. И этот интерес не пропадал, а только усиливался. Моя память откладывала в «копилку» образы людей, события, разные истории, писк травинки в поле, шум деревьев, трели соловья и кваканье лягушки, ширину речки детства Полонки и узину канавы возле дома, не менее интересной… Умел бы рисовать – нарисовал бы портреты всех друзей-пацанов, деда Василия, матери и отца, своей первой любви из Чернобожья! Вскоре количество перешло в качество – я начал писать стихи и рассказы. Чем больше жил, тем больше накапливал материала для книги. 
 
–  С какими трудностями Вы сталкивались в жизни? Как их решали?
 
–  На Ваш вопрос отвечу строчками из стиха: 
Когда мир тесен и жесток,
Сумей сберечь любовь и веру,
Ведь ты вошел в такую сферу,
Где не поможет даже Бог…
 
–  Какие события в жизни, на Ваш взгляд, изменили Вас в лучшую сторону?
 
–  Все лучшие черты характера формировались в детстве благодаря добрым и отзывчивым взрос-лым, моим друзьям, родителям. Школьные и студенческие годы лишь укрепили и дополнили их, ибо юность, молодость отличаются от детства. А в зрелые годы я уже давал оценку прожитому, «грыз» себя за подлые поступки: своя совесть – лучший судья, себя не обманешь. И грызу, увы, до сих пор. Все, друзья, вернется бумерангом! Но хорошие дела тоже не забывал: человека спас, женщине помог и т.д.
 
–  Что для Вас успех? Считаете ли Вы себя успешным человеком? Или состоявшимся человеком?
 
–  Успех – понятие относительное. Одни поэты выпускают десять книг, другие – одну. Кто успешнее? Ответ, увы, не аксиома. Главное, себя «не выпячивать», скромнее быть. А вот строчки на памятнике для меня успех: «Мы помолчим, когда не хватит истертых временами слов…» Не я нашел их в стихе, нашел человек, который устал от стандарта: «никто не забыт, ничто не забыто». Мой успех – если меня читают в книге, в газете, а при встрече благодарят меня. Большего мне не надо!
 
–  Что Вам мешает жить, а что помогает?
 
–  Мешает жить нездоровье, а помогают жить родные люди и творчество для людей.
 
–  Сформулируйте Ваше отношение к жизни в нескольких словах?
 
–  Снова отвечу стихами: 
Люби, мой друг, неосторожно.
Живи, как только раз живут.
Не обольщайся мыслью ложной,
Что годы в радости пройдут!
 
«Корректора я бы повесил!»
 
–  Что именно Вас привело к  написанию стихов?
 
–  К написанию серьезных стихов меня привело желание «чужую жизнь в стихах своих прожить». Ну и, конечно, любовь к женщине. А потом – пошло, поехало! Протестная поэзия, стихи о природе и временах года, философские стихи, романсовые и песенные тексты… Я был рожден для стихосложения, ибо иначе с физмата не сбежал.
 
– Что послужило толчком к тому, чтобы они стали известны?
 
–  Безусловно, выпуск дочерью Ольгой и ее мужем Саидом книги моей «Прямое зеркало любви». Огромная благодарность газете «Дновец» и лично Марине Карповой за сос-
тавление этой книги, презентация которой прошла на моем юбилейном вечере в городе Санкт-Петербурге в 2014 году в ДК им. Горького. Тираж огромный для такого издания – 700 экземпляров! Книга прекрасно иллюстрирована талантливым художником А.В. Зуевым. А вот корректора (издательства ООО «Издательско-Торговый Дом "Остров"», г. СПБ. – ред.) я бы повесил (мысленно)! Она сама сделала множество ошибок…
 
– Что думаете вы о своих стихах? Читаете ли Вы их, и нравятся ли они вам? На что обращаете внимание: на недоработки или удачные места?
 
– Считаю, что многие из них выше «районного масштаба», приобрели общероссийский смысл. Читаю часто, особенно в трудные минуты жизни. Больше обращаю внимание на яркие эпитеты, сравнения, метафоры. На язык и музыку стиха, ибо каждый стих – это музыка души.
 
–  Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение?
 
–  Бывают, особенно когда меня не печатает «Дновец» и нет связи с людьми, для которых пишу. Написал по этому поводу донос в «Дновец». Донос напечатали без комментариев. А жаль!
 
«Выбраковываю землян»
 
–  Как Вы думаете,  Ваше творчество должно изменить мир вок-руг или выразить мир внутри?
 
–  В рассказе «Планета Кулу» я вместе с инопланетянами помещаю нашу планету Земля в Космический инкубатор и выбраковываю землян, пораженных вирусом наживы, геноцида, прибыли, желанием пожирать соплеменников, вирусом мировых войн. Выбраковывать – значит уничтожать. Жестоко? Да. А убивать на земле миллиарды не жестоко? Мое творчество – для внутреннего употребления. Но когда меняются мысли – меняется и человек. Мысль о Справедливос-ти на Земле бессмертна, как ее не искажают. Хлеб – у меня, тебя, соседа. Пока планетой Земля правят фарисеи. В России – тоже. 
 
–  О чем Вы мечтаете?
 
–  Мечтаю дожить до лета и посидеть на берегу Полонки. С удочкой.
 
–  Какие советы Вы можете дать читателям нашего новогоднего выпуска?
 
–  Опять ответ стихами: 
Берегите себя. Но сильней –
Берегите друг друга!
Помогите тому,
Кто в ночи среди ясного дня…
Не оставьте в беде,
Если жизнь – беспросветная вьюга,
Дверь откройте ему,
Дайте в руки кусочек огня!
P.S.:  Вам, незабвенные земляки мои, жители малой родины, дновцы, – крепкого здоровья, нежного отношения к нашему городку, побольше инициативы в хороших делах как своих, так и новой Админист-рации. Поддержите ее!
Екатерина ВАСИЛЬЕВА,
фото из архива «Дновца»
 
С НОВЫМ ГОДОМ, СКОБАРИ!
 
С Новым годом, скобари, с Новым годом!
Я ведь сам из скобарей буду родом.
Мои предки-скобари скобы гнули
Да стояли на Руси в карауле!
Сохранилось на века в старых свитках,
Сколько гибло скобарей в страшных битвах.
Тут и немец, тут и лях Русь терзали,
Жгли Псковщину и людей убивали!
С Новым годом, скобари, с Новым годом!
Вы достойны называться Народом,
Защищающим границы России...
В правде Бог, согласен я, но – и в силе!
В 41-м шли на фронт без возврата,
Как всегда, в Победу верили свято!
Приближали, как могли, День Победы
Скобари, забыв про смерти и беды...
С Новым годом, скобари, с Новым годом!
Я ведь сам из скобарей буду родом.
А скобарь – в воде он, братцы, не тонет,
И в огне он честь свою не уронит!