Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 3190
школьникисоч1Работа дновского школьника Никиты Щукина,  посвященная новому дновскому памятнику  «Скорбящий ангел» и истории, связанной с ним, вышла в финал регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений, который стартовал в сентябре по всей стране. Главная цель конкурса – возрождение традиций написания сочинений как самостоятельной творческой работы. 
Конкурс проходит в несколько этапов. Первый этап – на базе школ. В нем в Дновском районе  приняли участие 56  детей. Жюри школьного этапа определило победителей  по четырем возрастным группам:
1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 5 классов;
2 возрастная группа – обучающиеся 6 – 7 классов;
3 возрастная группа – обучающиеся 8 – 9 классов;
4 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов.
школьникисоч412 лучших работ от школ  были представлены на муниципальный этап конкурса, который проходил в заочной форме. 
Как отметило жюри районного конкурса сочинений, в некоторых  сочинениях, представленных для рассмотрения школами, к сожалению, присутствовал плагиат. Такие работы сразу отметались. Победили на районном этапе – достойнейшие. В первой возрастной группе – ученик 5 класса школы № 50 Сергей Жилин. В сочинении на тему «Как хорошо уметь читать» Сергей интересно рассказал, как он сам учился читать сначала по кубикам, потом по азбуке, затем на уроках в школе, и пришел к выводу, что книги учат его принимать правильные решения по жизни.
Во второй возрастной группе лучшим была признана работа Никиты Щукина. Никита выбрал тематическое направление для своего сочинения «Великая Отечественная война в жизни моей семьи», тему – «Скорбящий ангел», как символ Памяти о жертвах в Великой Отечественной войне». Писал в жанре очерка.  В своем сочинении он пересказывает историю создания памятника в Дно, которая у всех на слуху, но которую ему поведал отец. «Я живу в небольшом городке, которых тысячи в нашей огромной стране. У нас нет ни знаменитых музеев, ни архитектурных памятников, но я люблю свой город».
школьникисоч3Среди 8-9 классов победу одержало эссе восьмиклассника Антона Курбанова на тему «Судьба человека – судьба народная» (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»). Антон рассказывает о потрясении, которое он испытал, когда впервые прочитал уникальный рассказ Шолохова: «Ни одна из прочитанных раньше книг не вызывала у меня столько эмоций, сколько эта! До встречи с ней я даже не думал о том, что я, парень, могу плакать во время чтения, как девчонка. А оказалось, что могу, и мне было не стыдно этих слез. Это были слезы счастья, радости и гордости за главного героя и нашу Родину». Замечательно, как Антон рассуждает о том, что такое судьба: «Может быть, это жизнь, которую ты прожил, а может быть, то, что еще предстоит прожить, а также твои дела, поступки или твои мечты… Всё зависит от человека, от характера, его нравственных ценностей и силы духа». 
 

школьникисоч2

В старшей возрастной группе лучшим был признан рассказ философского содержания «Вне времени» одиннадцатиклассницы Веры Мариничевой. Девушка воспроизводит вымышленную встречу мужчины и мальчика в забытом городском парке и их откровенный философско-психологический разговор о вечном – о книгах. Сталкиваются две реальности: прошлая и современная, два поколения, книги и интернет, опыт и неопытность, знание и сомнения. Полярности объединяет одно – литературное творчество: «Он любил книги, и сам он был, как книга. Открытый, с богатым содержанием, и также несправедливо забытый миром…» – гласило последнее предложение нового мирового бестселлера».
Эти четыре сочинения дновских школьников были представлены для оценки жюри на региональный этап конкурса в г. Псков, где они оказались в числе 100 лучших сочинений области. Работа Никиты Щукина, посвященная новому памятнику  «Скорбящий ангел» и истории, связанной с ним, вышла в финал регионального этапа конкурса. 
Отметим, что все ученики-победители районного этапа являются учащимися школы № 50. У них общий учитель – Олеся  Михайловна Кириллова (на фото). Судя по словам и мыслям, которые в письменной форме самостоятельно выражают ее ученики, – этот учитель учит самому главному – умению думать.
 
Почему, на ваш взгляд, эта работа Никиты понравилась областному жюри?
 
О.М. Кириллова: «Мне трудно ответить на этот воп-рос однозначно, потому что сочинение написано моим учеником, а это значит, что я не могу быть объективной в его оценке. Но я всё-таки попробую.
Во-первых, работа написана на новом материале, который ещё мало известен не только за пределами нашего района, но и в самом городе Дно. Сочинение посвящено памятнику «Скорбящий ангел» и событиям, связанным с Каменной лавкой, взорванной фашистами 9 июля 1941 года.  
Во-вторых, Никита, несмотря на столь юный возраст, очень оригинально подходит к теме сочинения, которая звучит так: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Казалось бы, как можно связать памятник, установленный в городе, с историей семьи? А Никита сумел это сделать следующим образом: «…Так получилось, что в моей семье нет ветеранов войны, но я, как истинный гражданин своей страны, считаю, что все люди на Земле, в моей стране и городе – это одна большая семья. Поэтому сегодня расскажу о событии, которое произошло в моём городе Дно в начале июля 1941 года и нашло отклик в каждой дновской семье…».
В-третьих, Никита включает в своё произведение, которое он относит к жанру очерк (а ведь он ученик только 6 класса!), и воспоминания дновцев, и фрагмент стихотворения И. Фадеева «Каменная лавка», и историческую справку о тех трагических событиях, но и, конечно же, высказывает своё мнение о людях, которые бескорыстно трудились для того, чтобы этот памятник был у нас в городе…  
Заканчивает же своё сочинение Никита словами, которые можно рассматривать как пожелание, наказ, завет всем жителям нашей необъятной Родины: «Мне не хотелось бы, чтобы наше поколение или то, которое будет жить после нас, пережило подобное испытание. Мир надо беречь любой ценой и никогда не забывать о тех страшных событиях, которые выпали на долю людей XX века. Мы обязаны не допустить, чтобы такая беда вновь случилась в нашей стране! В.О. Ключевский сказал: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
Наверное, всё перечисленное выше и повлияло на оценку членов жюри».
 
Никита, как вам кажется, обладает какими-то особыми способностями к речевому творчеству, или он просто хороший ученик, который качественно подготовился к сочинению. Хорошее сочинение –это реально для обычного ребенка?
 
О.М. Кириллова: «Сочинение  сегодня является  неотъемлемой час-тью экзамена по русскому языку и литературе. Для таких сочинений существуют и  уже готовые образцы, и шаблоны, и клише, которые предполагают лишь замену некоторых фраз, слов и т.д. в зависимости от темы сочинения.  И довольно часто такие работы  проверяющей комиссией оцениваются высокими баллами. Из этого следует то, что хорошее сочинение может написать любой ученик, способный понимать тему сочинения, умеющий правильно строить предложения и обладающий неплохим словарным запасом. Но, к сожалению, такие работы похожи друг на друга, они словно написаны «под копирку», за ними не видно личности пишущего, в них отсутствует индивидуальность писателя, его оригинальность. И, конечно же, они забываются сразу же после их прочтения. И это относится не только к школьным сочинениям, но и ко многим литературным произведениям, которые сегодня продаются в любом киоске.
А вот написать сочинение (произведение), которое запомнится читателям, которое произведёт впечатление на них, затронет их душу, их чувства и переживания, к которому захочется вернуться и перечитать ещё не раз, способны единицы. И Никита как раз относится именно к таким ученикам… 
Меня поражает начитанность и любознательность Никиты, его умение глубоко мыслить, анализировать и сравнивать. У него очень богатый словарный запас, он умеет общаться, высказывать свою, иногда не похожую на других, точку зрения и грамотно аргументировать её. Никита, безусловно, имеет талант, и не только литературный. Буквально на днях он занял 1 место на научно-практической конференции «Шаг в будущее» на секции психологии и социологии. Жюри отметило его заинтересованность исследуемой проблемой, умение держаться на пуб-лике и его коммуникативные способности. Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик! Удачи тебе, Никита, во всех твоих начинаниях и творческих успехов!
Управление образования Администрации Дновского района благодарит  педагогов школ района за  помощь в подготовке и проведении школьного и муниципального этапов конкурса, учащихся, за активное участие и интересные работы».
Надежда ЛИЩЕНКО
 и участница «Журналистского клуба» Елена ГОЛУБЕВА