Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 828

– У нас была комсомольско-молодежная смена, возглавлял её старший осмотрщик Семен Прокофьев. Все вместе мы и уехали в Ленинград с последним поездом из Дно. 10 июля город первый раз бомбили. Самолет появился от высокого моста. Первая бомба упала между улицей Сталина (ныне Космонавтов) и Невской. Вторая угодила в «Каменную лавку». Много людей погибло. Всего было сброшено 7 бомб, – вспоминает Вера Сергеевна.

Коротеньким поездом из пяти двухосных вагонов и одного товарного, куда были загружены станки и инструменты, работники дороги выехали в сторону Ленинграда. Сразу после отъезда поезда высокий мост был взорван, чтобы немцы не смогли догнать поезд. До Ленинграда добирались почти неделю окружными дорогами. Прибыли в конце июля на Витебский вокзал. Молодежь ушла в ополчение, а Веру и Семёна с семьей оставили  работать на вокзале. Жили здесь же, в вагонах. Затем их эвакуировали в район Ладожского озера, чтобы отправить дальше на Север. Людей погрузили в баржи, но тут налетели фашистские самолёты, и началась сильная бомбёжка. Первая баржа утонула. Со второй баржи люди попрыгали в воду, добрались до берега, и Вера вновь оказалась на Витебском вокзале. Когда немец взял город в кольцо, и началась блокада Ленинграда, работники вокзала почти три месяца ходили рыть окопы за Кировский завод. Семь километров туда, и столько же обратно. Немцы сбрасывали на работающих женщин листовки: «Ленинградские дамочки, не ройте ямочки, придут немецкие таночки, зароют ямочки».

Зиму жили в вагонах. Веру Сергеевну поставили старшим осмотрщиком. Каждое утро они вывозили трупы, люди умирали от голода. Норма хлеба для работающих составляла 250 г на целый день. Хлеб был сырой, непонятно из чего выпеченный. Выручали ФЭЗэушники, они подворовывали продукты и делились с работниками вокзала.

– Когда взорвали Бадаевские склады, я тоже бегала собирать рассыпавшийся сахар, – рассказывает Вера Сергеевна. – Солдаты отгоняли нас прикладами, а мы собирали снег, на который попал сахар. Дома топили его, и пили чай. Я заболела цингой. Вместо витаминов лечились елками. Резали их мелко, варили и пили отвар. Помню, как на 7 ноября немецкие самолеты начали бросать зажигательные бомбы. Бомбили всю ночь. Но и наши зенитчики в тот день постарались, и сбили очень много немецких самолетов.

Весной вновь стали работать на железной дороге. Веру Сергеевну поставили бригадиром по заправке буксов. Однажды пришел мастер и объявил, что её отправляют в санаторий. Кольцо вокруг Ленинграда удалось чуть разжать, и 250 ленинградцев были отправлены в Москву поправлять здоровье. Встречали их на Ленинградском вокзале с духовым оркестром, сразу же повели в ресторан. На столах стояли вазы с белым хлебом, кисель и манная каша…

Вернулась Вера в город Осташков, в Ленинград дороги не было. Сестра прислала ей весточку, что работает в госпитале в 50 км от Осташкова, и позвала к себе. Вера попыталась уволиться с работы, но её не отпускали. Один из начальников сжалился и посоветовал бежать. Так она и сделала. За двое суток одолела 50 километров пешком. Госпиталь, где работала сестра, перебазировался, в лагере оставалось только трое врачей, они были предупреждены о её приходе. За Верой приехал на лошади старшина. В госпитале её начали расспрашивать про Ленинград,
у многих там оставались родные. На следующий день привезли поч-ти 2 тысячи раненых солдат, началась работа. Вера работала в  перевязочной. В первый день очень стеснялась, когда надо было перевязывать раздетых мужчин. На вторые сутки привыкла. В сентябре 1942 года она была принята в госпиталь солдатом, выдали обмундирование и через месяц привели к присяге, слова которой она помнит до сих пор. Отработала в госпитале до 29 ноября 1945 года. Прошла с действующей армией Калининградскую, Смоленскую об-ласти, Белоруссию, Прибалтику, Восточную Пруссию, Польшу. Форсировали Одер и на Берлин вышли с Первым Прибалтийским фронтом. На окраине Берлина вошли в немецкий лазарет, где и принимали всех раненых. Однажды, работая в перевязочной, вдруг услышали, как на улице кричат: «Война окончена!». Все повыскакивали на улицу, начали обниматься и целоваться от радости.

Три года и один месяц трудилась эта замечательная женщина на передовой. В нынешнем году она отметит своё 93-летие. Она красива, бодра, гостеприимна, как будто и нет за плечами тех страшных лет войны. Здоровья вам, Вера Сергеевна!

Ольга НОСОВА