Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 2664

Мы завершаем рассказ о простом дновском мальчишке, ставшем легендой Военно-воздушных сил Советского союза, человеке, главный принцип жизни которого лучше всего выражают слова Владимира Высоцкого «Он садился на брюхо, но не ползал на нем…». 


Военная академии Генерального штаба ВС СССР имени К.Е. Ворошилова – 61 Гвардейский истребительный авиационный корпус

Приказом МО СССР № 0781 от 13 августа 1976 года генерал-майор авиации Анатолий Никандрович  Строгов был зачислен слушателем Военной академии Генерального Штаба СССР имени К.Е. Ворошилова.
Академию генерал Строгов закончил с отличием в 1978 году и был направлен для дальнейшего прохождения службы командиром 61-го гвардейского истребительного авиационного корпуса в группе Советских войск в Германии. Того самого корпуса, в рядах которого проходил службу от лейтенанта до майора, от летчика до командира авиационной эскадрильи.
Перед тем как отбыть в корпус, Анатолий Никандрович переучился на истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23. Это был его жизненный принцип. Летчику истребительно-бомбардировочной авиации предстояло командовать и истребительными частями. А для того, чтобы командовать, надо знать и уметь летать на тех типах самолетов, которые стоят у них на вооружении.
В 1980 году управление корпуса было расформировано, и Анатолий Никандрович убыл для дальнейшего прохождения службы на Дальний Восток.
 
Дальний Восток
 
В Краснознаменный Дальневосточный военный округ Анатолий Никандрович прибыл летом 1980 года на должность заместителя командующего Военно-воздушными Силами Дальневосточного военного округа по боевой подготовке и ВУЗам – начальника отдела боевой подготовки и ВУЗов.
В марте 1983 года был назначен на должность начальника штаба – первого заместителя командующего ВВС КДВО, члена Военного Совета.
Вот что представляли собой ВВС КДВО (так стала именоваться 1-я Особая Дальневосточная Воздушная армия) в то время: 6 авиационных дивизий, 6 отдельных авиационных полков, 5 отдельных вертолетных полков, 15 отдельных авиационных эскадрильи, 13 отдельных авиационных отряда. Всего боевых авиационных полков – 31!
Деятельность боевых авиационных полков обеспечивалась частями обслуживания, связи и радиотехнического обеспечения, плюс склады, ремонтные подразделения и другие части. Только инженерных батальонов было 11!
Объединение базировалось на территориях двух краев (Хабаровского и Приморского), четырех областей – Амурской, Сахалинской, Камчатской и Магаданской, находилось в пяти (!) часовых поясах. До полка в Анадыре добирались с промежуточной посадкой на Камчатке около шести часов на самолете Ан-12!
И вся эта огромная масса войск несла боевое дежурство, караульную и внутреннюю службу, обеспечивала боевую работу в основном в отдаленных гарнизонах. Именно они в определенный момент должны были решать главные боевые задачи. Полки переучивались на новую боевую технику (СУ-27, Су-25, Миг-31). Всего в авиационной группировке ВВС КДВО насчитывалось в то время 1 700 летательных аппаратов различных типов.
Из воспоминаний Члена Военного Совета-начальника политотдела ВВС КДВО генерал-майора авиации А.С. Баскакова:
«Перебазирование полков, одного из Анадыря в Гудауту, а из Гудауты в Анадырь, было непростым. Перебазированием занимался заместитель командующего по бое-вой подготовке генерал Строгов А.Н., лично он принял смелое решение на одну из промежуточных посадок на аэродром Ключи Камчатские, где взлетно-посадочная полоса была всего 2 000 метров. Но летчики справились. Руководил приемом и выпуском самолетов лично Строгов, взяв всю ответственность на себя…» (А.С. Баскаков, «Воспоминания», Москва, 2009 год) 
Перебазирование 171 ИАП проходило в октябре 1982 года, а в декабре Анатолий Никандрович был награжден вторым орденом Крас-ной Звезды.
2 сентября 1983 года над островом Сахалин был сбит южнокорейский Боинг-747. Самолет-перехватчик Су-15 пилотировал подполковник Геннадий Николаевич Осипович. 
Надо сказать, что командный состав Воздушной армии, приоб-
рел на Дальнем Востоке неоценимый опыт. Не случайно Строгов А.Н. в последствии стал командующим 14-й Воздушной армией в г. Львове. Командующими Воздушными армиями стали генералы Иванов С.Г., Каменский В.Н., Архаров А.П., работающие в разное время заместителями командующего 1-й ОДВА.
 
Командующий ВВС Прикарпатского военного округа
 
В июле 1985 года Анатолий Никандрович  был назначен командующим Военно-воздушными силами Прикарпатского военного округа – заместителем командующего войсками Прикарпатского военного округа (ПрикВО) по авиации и членом Военных Советов ПрикВО и ВВС ПрикВО (14-й Воздушной армии).
На авиационные соединения и части 14 Воздушной армии в случае наступления времени «Ч» возлагались задачи обеспечения боевых действий войск ПрикВО, действовавших во втором эшелоне, а также по наращиванию сил Западной группы войск на заданном направлении на территории ГДР и Северной группы войск – Польши.
В угрожаемый период авиационные части армии перебазировались на территорию Польши, Чехословакии, Венгрии, где они усиливались силами и средствами этих стран.
В 1987 году на Пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена государственной идеологией. Начались «преобразования»… 
Трудное это было время. В Западных областях Украины начали поднимать голову националисты. Люди теряли жизненные ориентиры. С прилавков магазинов исчезли продукты. Приходящие в местные органы власти «свидомые» первым делом закрывали магазины для ветеранов войны.
В воинских коллективах все яснее намечался разлад. Командованию армии помимо организации боевой подготовки все чаще приходилось решать вопросы: как сдержать воинские коллективы от развала, накормить ветеранов, обеспечить семьи военнослужащих всем необходимым. Участились случаи нападения на воинские части, захвата православных церквей, отключения электропитания аэродромов в период проведения полетов. Дошли до того, что решением Львовского городского Совета штаб 14 ВА был отключен от элект-
ричества. Надеялись, что командующий придет к ним на поклон. Но Анатолий Никандрович Строгов принял единственно грамотное решение – приказал перейти на аварийные источники питания и организовал встречу с жителями близлежащих кварталов, на которой извинился за доставленное неудобство. Двое суток 6 мощных дизельгенераторов грохотали в цент-ре Львова. По требованию жителей руководство города вынуждено было пойти на попятную.
Все шло к развалу. Разваливалась страна, разваливалась армия…
В сентябре 1991 года генерал-лейтенант авиации военный летчик 1-го класса Строгов Анатолий Никандрович в соответствии с Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР был уволен с действительной военной службы с правом ношения военной формы одежды.
В декабре 1991 года Союз Советских Социалистических Республик  распался.
Из списков части он был исключен 7 мая 1992 года.
 
Общественная деятельность после увольнения из армии 
 
После увольнения Анатолий Никандрович остался на Украине и был избран председателем совета Русского общества имени А.С. Пушкина в городе Львове, старостой Русской общины Львовской области, а с октября 1994 года – председателем Конгресса русских общин западных областей Украины.
В 1998 году Анатолий Никандрович был избран народным депутатом Украины. В 1998-2002 годы он являлся членом комитета Верховного Совета Украины по вопросам национальной безопасности и обороны.
В 1999 году остро встал вопрос о перевооружении 43-го Севастопольского, Краснознаменного, ордена Кутузова отдельного морского штурмового полка –  единственного Российского авиационного полка на территории Украины. Полк базировался тогда в Крыму на аэродроме Гвардейское. Украинское правительство и Верховный Совет противились этому. Много сил и энергии Анатолий Строгов приложил, чтобы добиться положительного решения. И в 2000 году оно было принято. Полк переучился на фронтовые бомбардировщики Су-24 и разведчики Су-24 мр. Сохранился как боевая единица Черноморского Флота России, а в сентябре 2014 года после возвращения Крыма в состав России летчики полка переучились и на Су-30МС – двухместный, многоцелевой истребитель поколения «4+» – первый в мире сверхманевренный серийный самолет. 
После ухода из Верховного Совета Украины Анатолий Никандрович продолжал работу в ветеранской организации города Киева.
Умер Анатолий Никандрович 
8 октября 2010 года. Прощание с  генералом Строговым А.Н. прошло в городе Киеве. От Министерства обороны Украины был выделен почетный эскорт в составе роты почетного караула. Присутствовали члены Правительства Украины, Администрации Президента и Верховного Совета Украины, ветераны и сослуживцы.
Для перевозки тела покойного генерала в Москву были выделены два микроавтобуса с милицейским сопровождением.
Анатолий Никандрович похоронен в Щелковском районе Московской области на кладбище деревни Леониха. Это поистине авиационное кладбище. Здесь покоится прах многих авиаторов – инженеров, летчиков, космонавтов. Покой их нарушает только рев авиационных двигателей, взлетающих с военного аэродрома Чкаловский самолетов. 
Анатолий Никандрович Строгов награждён Орденом Красной Звез-ды (дважды), орденом За службу Родине в Вооружённых силах СССР  третьей и второй степени, 16 медалями.
Ненадолго пережила мужа и Светлана Николаевна (на фото) – она умерла четвертого января 2015 года и похоронена рядом с ним.
Анатолий Никандрович Строгов, единожды избрав свою дорогу жизни, сам сделал себя. Он  прошел по нелегкому и опасному пути военнослужащего с достоинством настоящего Человека. 
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ
 
В мае 2016 года руководство Санкт-Петербургской общественной организации «Союз офицеров» вышло с предложением увековечить память генерал-лейтенанта авиации Анатолия Никандровича Строгова в городе Дно, на его родине. Этой работой занялся полковник в отставке Сергей Васильевич Постников. В данный момент он занимается сбором необходимых документов для установки мемориальной доски на здании школы № 50.
 
strzh
Фото Светланы Волостновой (Строговой), 1957 год.
Эту фотографию принесла в редакцию давняя читательница нашей газеты Клавдия Александровна Кузьмина, которая в скором времени отметит свой 90-летний юбилей. Она очень внимательно следит за всеми материалами в газете, особенно за  публикациями статей о генерале  Анатолии Никандровиче  Строгове. Оказалось, что она помнит семью жены генерала – Светланы Строговой (в девичестве Волостновой).   Эту фотографию, которая хранится в альбоме Клавдии Александровны, Светлана преподнесла ей в подарок перед отъездом в г. Гостомель Киевской области, так как до замужества недолгое время она работала в банке г. Дно и была её ученицей. Клавдия Александровна помнит Светлану как очень умную и красивую девушку. 
 
 
 
 
Сын Владимир СТРОГОВ, 
Нина АФАНАСЬЕВА