Печать
Категория: Город и горожане
Просмотров: 1860
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Утверждение Л.Н. Толстого существует теперь уже и в народе. Но ведь счастье тоже бывает разным: кто-то ставит во главу  угла материальное благополучие, а  другим для счастья нужны любимые глаза и надёжные руки. В жизни много оттенков Счастья, и каждый находит то, к которому стремиться сознательно или бессознательно, выбирая свой собственный путь к нему. Иногда одна случайная встреча может изменить всю жизнь и оказаться счастливой, просто нужно осознать,  разглядеть и не упустить свой шанс.
Не упустили свой шанс 45 лет назад и стали счастливыми Николай Владимирович и Валентина Кузьминична Шауркины. С этой удивительной парой я познакомилась на празднике деревни Искры, когда их поздравляли с сапфировой свадьбой. Тогда глава семьи и  пригласил меня в деревню Должицы, сказав при этом с гордостью: «Моя жена – дочка героя Советского союза, а мой дом в деревне узнаете, потому что он самый красивый!» Недавно я с удовольствием побывала у них в гостях, ориентируясь на красивые дома, и не без труда нашла дом Шауркиных, потому что в Должицах и справа стоял красивый дом и слева от дороги тоже.  Я зашла в тот дом, где был большой гараж.
Там встретила меня супруга главы семьи Валентина Кузьминична Шауркина и  провела в дом, где завязалась у нас душевная беседа.
 
«Моя!»
 
Валентина Кузьминична родилась 17 июля 1948 года в селе Старая Тумба Алькеевского района республики Татарстан, по национальности она чувашка. Папа работал начальником лесопункта, мама – фельдшером. В семье было 4 детей, она – самая старшая. Училась в лесозаводской школе, после её окончания папина сестра сказала: «Нечего тебе делать в деревне, езжай учиться». «И я поехала, а за мной поехал поступать и учиться весь класс», –  рассказывает Валентина. В г. Мелекесе (сейчас Димитровград) окончила с отличием  училище по специальности «штукатур, маляр, плиточник». 
«После окончания поработала в строительной организации и заработала экзему на руках. Один татарин говорит: «Дочка, тебе нельзя здесь больше работать. Да и не вписываешься ты в эту рабочую среду, уж очень ты интеллигент-ная и спокойная девушка.  Я тебя отправлю со своей сестрой в Ленинград». Мы и поехали туда. Там меня его сестра устроила на ткацкую фабрику имени Тельмана. Сначала я работала ткачихой на фабрике, а затем освобождённым секретарём комсомольской организации,  любила петь и принимала участие в художественной самодеятельности».
«Как вы встретились с мужем первый раз?» – спрашиваю у Валентины.
«Случайно. В  клубе  была вечеринка, мы репетировали, а затем выступали. Там я и увидела Николая первый раз, курсанта 3 курса зенитно-артиллерийского училища».
А вот, как о первой встрече говорит Николай: «Пришёл со знакомой девушкой на вечеринку, сидим с ней за столом, разговариваем и вдруг – входит в зал Она. А какие у неё глаза и волосы! Для себя сказал: «Моя! Женюсь на этой девушке!» И ведь через полгода 9 августа действительно женился на ней».
«А она сразу согласилась?» 
«Вот представьте: я – в парадной форме, младший сержант, делаю ей предложение, а она нагло мне отвечает: «Я подумаю!».  Мне, отличнику боевой и политической подготовки,  такой ответ! И ещё и думала целую неделю! К загсу мы шли разными путями . Я – с училища, а она  – из дома. Кстати, я ведь до сих пор своей жене должен рубль двадцать, которые она заплатила за регистрацию брака».  Николай смеётся.
«Валентина, что больше всего запомнилось на свадьбе, где отмечали, какое платье было?» 
«Отмечали свадьбу в клубе  при фабрике. Платье было простое, короткое, белое. Николаю купили чёрный костюм, а кольца купил он. На свадьбе была одна молодёжь: курсанты, девочки с фабрики. С моей стороны была моя мама и брат, а у него приехали родители. Мы всё делали сами: и готовили блюда, и конкурсы придумывали, чтобы гостям не было скучно. Я всю свадьбу переживала, хватит ли всего, и следила, чтобы столы не были пустыми.  Было весело, много  пели, танцевали. А сейчас смотрю на сегодняшние свадьбы: молодые сидят, а родители бегают. Разве это правильно?» 
«После нашей свадьбы курсанты ходили к девчатам, но никто так и  не женился.  А мне повезло с мужем», –  Валентина улыбается. 
 
Ромашки из чемодана 
 
Пока жили в  Ленинграде, она окончила заочно книготорговый техникум.  Когда  Николай в 1972 году окончил училище,  его направили служить в Харьков.  Семья переехала. Валентина устроилась на работу в библиотеку Харьковского танкового  училища.  
Николай и Валентина почти никогда не расставалась на долгое время.  Разве только тогда, когда он отправил супругу к своим родителям в Дно, чтобы там в ноябре  появился на свет любимый  сын. Уже через неделю супруг приехал за Валентиной и забрал обратно в Харьков. 
«А вы помните, какие цветы подарил муж, когда приехал за вами?» 
 «Конечно!  Он купил их в Харькове и вёз 28 часов в чемодане, чтобы не смёрзли. Это были ромашки и гвоздики. С тех пор мой любимый цветок – это ромашка. А гвоздики были почему-то сиреневого цвета. Муж до сих пор балует меня первоцветами и другими цветами, когда возвращается из леса».
  В Харькове Шауркины прожили 13 лет. Валентина Кузминична успела окончить институт механизации и электрификации сельского хозяйства и получила диплом инженера-электрика. Затем  мужа направили служить на Дальний восток в г. Свободный (сейчас рядом с этим городом строится космодром).  Дальнейшую службу  Николай Владимирович  проходил в посёлке Чагоян. С ним, конечно, переехала и Валентина. Она  устроилась в поселке инженером по труду и зарплате, потом ее избрали председателем исполкома Чагоянского сельского совета. 
Еще через 2 года Николая Шауркина демобилизовали. Семья вернулась на родину мужа в Дно, где он родился 8 января 1949 года, где отец был трактористом, а мать – поваром.  Первое время молодые Шауркины жили у свекрови на улице Совхозной, а через полтора года получили квартиру. Валентина 
15 лет проработала в ШЧ-15 диспетчером, а муж был электромехаником.  
«А что такое любовь, Валентина Кузьминична?»
 «Не знаю, как ответить… Вот если я не вижу его минут 30, то начинаю беспокоиться и переживать. Вот ушёл Николай в лес, я ему звоню, а он не отвечает. Так я готова бросить всё и бежать искать его».
«Николай Владимирович, а вы ссорились с женой?» 
«Да.  Но только по принципиальным вопросам. По строительству, так как она давала мне много советов. Хотя… женщина видит лучше, чем мужчина, даже в строительных вопросах».
 «Николай, а вы что можете сказать про любовь?» 
Возникает пауза, затем он говорит: «Любовь нам дают боги, и не нам судить о ней! Как я, простой человек,  могу оценить работу богов?» 
 
Общий труд
 
«Вы прожили 45 лет вместе, наверное, знаете какой-либо секрет?»
 «Секрет в том, что у нас нет секретов друг от друга», – отвечает Николай. 
«Вот так просто?!» – удивляюсь я.
«Многие семьи распадаются именно потому, что у них нет общих целей. А ещё сближает семью общая работа по дому, огороду, – продолжает Николай. – А мы всю жизнь с Валентиной работали, то на работе, то дома. Захотели перестроить дом,  взяли и перестроили. До этого построили баню, а в этом доме живём боле 20 лет. Замечу, что всё, что вы видите, сделано нашими руками». 
А увидела я немало. Две настоящие русские печки с  лежанками, гостиную или «залу» в восточном стиле, кровать под балдахином (это Валентина придумала). Вместо обоев на стенах – «вагонка» из чёрной ольхи. «Сами искали ольху в лесу, пилили, делали доски на самодельных станках», –  поясняет мне Нико-
лай.  
Выходим на улицу.  Николай  Владимирович показывает очередное своё строительство – летнюю верандочку с весёлыми занавесками, удобным столом и стульями. Проходим по огороду – вижу необычную самодельную газонокосилку. Ее  сделал сам Николай после того, как две косилки сломались.  «Мой Кулибин», – так в шутку называет его Валентина. Неподалеку мотороллер «Муравей». Николай его усовершенствовал, поставил дополнительный редуктор, увеличил тягу. 
Ещё показал Николай Владимирович большую мастерскую и гараж. Он занимается ремонтом авто. Он сам «варит», сам двигатель разбирает и мечтает сделать из кой-чего «игрушку» (новую машину). 
Девиз этой семьи: «Ни дня без работы!» «Вечером перед сном строим планы на следующий день. Что обязательно нужно сделать завтра. Например,  на  сегодня у меня в моей записке запланировано 4 задания, которые  обязательно сделаем», – заверяет Валентина. 
Смотрю на эту красивую пару и удивляюсь, восхищаюсь их неподдельными чувствами.  Мне становится тепло от общения, сижу, греюсь у огня, слушая истории из жизни. 
 
Без помощи госудраства
 
«Пойдёмте, я покажу вам гостевой домик», – тем временем произносит глава семьи.
«Так вы мне уже показывали недавнюю постройку», –  отвечаю.
«Так, то была верандочка, а домик гостевой через дорогу напротив нашего дома располагается».
Сказать, что я в шоке – значит, ничего не сказать! И мы идём. Николай  показывает, рассказывает о том, как строили с Валентиной этот дом. Здесь тоже всё своими руками. Тоже две русских печки, восточный стиль в комнатах, мебель, сделанная руками хозяина, собственноручные оконные рамы. Рядом – баня, колодец, бункер для овощей и заготовок.
 «Было время, когда я  был моложе и хотел себе доказать, что могу прокормить свою семью именно на этой земле, без помощи государства. Тогда мы держали большое хозяйство: лошадь, жеребёнка, кур, поросят, сами сеяли рожь, копали огород и выращивали самые необходимые овощи.  Когда понял, что могу, интерес пропал», – рассказывает Николай Владимирович.
«Есть ли в этой жизни то, чего вы не умеете делать?» 
«Да, не умею играть на музыкальных инструментах».
А я думаю, что просто цели такой он перед собой не ставил, а иначе быть ему прославленным музыкантом, судя по его делам и построенным домам!
«Про планы даже боюсь спросить, неужели они ещё есть?» 
«Конечно, хочу ещё  вот здесь «домик» для овощей (новый бункер) построить, с красивой крышей!» 
Смотрю на Валентину, она улыбается и ласково смотрит на своего мужа. А я вспоминаю фотографию, которую она показала мне в доме. Это фото Николая в молодости, ещё курсанта 3 курса, которое он ей подарил 5 апреля 1970 года после непродолжительного их знакомства со словами на обороте: «Самой милой девушке Земли и солнечной системы. Будь всегда со мной».  
 
SAM 0100s
Нина АФАНАСЬЕВА, 
фото из архива Шауркиных