Печать
Категория: Истоки
Просмотров: 3365

Не всегда все зависит только от желания. Порой приходится сталкиваться с множеством проблем, которые обычным людям решить не под силу. С такой проблемой столкнулись жители деревни Лукомо, когда решили построить на месте разрушенного храма Казанской Божьей Матери часовню.
«Мы и место подготовили, и людей нашли, кто сделает сруб бесплатно, а вот древесины нет, – жалуется нам ведущий специалист администрации городского поселения Тамара Павловна Яковлева. – Все близлежащие леса выкуплены. Поэтому нам предложили притащить деревья из Тресно, но это ведь далеко». Да, без малого, это почти
10 км. А ведь и транспорт никто не предоставит, все своими силами. И поэтому решение этого вопроса пока повисло в воздухе. 

 
Жертвовали не только деньги, но и церковную утварь
 
А история этой церкви началась еще в самом начале XX века. Разрешение на строительство было получено в 1902 году. Прихожане решили строить церковь по причине удаленности села и окрестных деревень от ближайших церквей. Путь был неблизкий – от 9 до 16 вёрст. Церковь строилась благодаря трудам и заботам помещика Дмитрия Евгеньевича Зарина. Он взял на себя процесс сбора  пожертвований на церковь. Дмитрий Евгеньевич умер в начале строительства, но пожертвования на церковь  продолжали поступать. Люди жертвовали не только деньги, но и церковную утварь, облачения, иконы. Но всё же не хватало денег для завершения строительства. Тогда недостающие средства дал крестьянин деревни Старое Село Григорий Прокопиев, и строительство завершилось. Впоследствии Григория Прокопиева избрали церковным старостой.
Церковь в Лукомо была построена в 1905 году, деревянная, на каменном фундаменте. Около нее сформировался самостоятельный приход. Указом Святейшего Правительствующего Синода приход открыли 30 апреля 1905 года. К приходу новой церкви относились многие деревни: Ивашково, Любяницы, Новодети, Валуй, Лукомо, Гачки, Должицы, Любонег, Ручейки, Старое Село. В 1906 году в храме еще продолжались некоторые работы, в том числе были установлены иконостасы в приделах, построен дом для священника. В церкви было три престола. Кроме главного, справа – престол Святого Архист-ратига Михаила, освященный 10 октября 1906 года, слева – Преподобного Никандра, Псковского Чудотворца, освященный 18 сентября 1907 года. А 22 июня 1908 года было освящено приходское кладбище, которое находилось через дорогу от церкви.
В селе Лукомо находилась земская школа, которую учредили в 1907 году. Как отмечалось священником, «нравственность в приходе не испорченная». 
 
Особой «тройкой» приговорен к расстрелу
 
В церкви служили священник и псаломщик. Первым священником церкви Казанской Божьей Матери погоста Лукомо был Петр Михайлович Любимов
Он был возведен в сан священника в 1905 году.  Им было приложено много усилий к тому, чтобы достроить церковь. 
С 1918 года священником был назначен Николай Васильевич Дворицкий. Ранее, в 1898 году, он был посвящен в сан дьякона к церкви Архангела Михаила села Дно. Впервые о. Николая арестовали в 1930 году. Его обвиняли «в систематической антисоветской агитации». Приговорили о. Николая к пяти годам лишения свободы, а семью выслали в Северный край. Что с ними стало – неизвестно. В 1934 году, отбыв свой срок, отец Николай вернулся в Лукомо. Церковь была закрыта, дом и имущество конфискованы. Он поселился в деревне Нинково у монахини Евдокии Андреевны Карабановой. А в 1937 году отец Николай был арестован вновь и приговорен к расстрелу. Священник лукомской церкви села Лукомо Николай Васильевич Дворицкий прославлен в лике святых. Память его совершается 6 ноября в день мученической кончины и 2 мая в день прославления в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.
Первым псаломщиком церкви в Лукомо был Семен Иоаннович Дориомедов. Он служил с 1906 года. Других сведений о нем не выявлено. Впоследствии псаломщиком служил Александр Иванович Овчинников. Так же, как и многие священники и псаломщики, арестован в 1937 году и приговорен к расстрелу особой «тройкой». 
 
Мой дедушка был звонарем
 
Как рассказала нам старожил деревни Лукомо Александра Васильевна Куцкова, в конце 1930-х годов большие колокола сняли, колокольню спилили, а храм разломали.
 
IMG 8265
 
Сразу после Великой Отечественной войны церковь восстановили, но уже с маленькими колоколами. Большую помощь в восстановлении церкви тогда оказал Михаил Волков. Он всегда ухаживал за храмом, привозил иконы с Порхова. Также все жители вновь добровольно собирали деньги на содержание церкви. 
«Храм был деревянный, но очень красивый. Свод – голубое небо со звездами, очень много икон было в церкви, – вспоминает жительница д. Лукомо Наталья Ивановна Синкевич. – А какой красивый крестный ход был каждый год! Люди ходили под иконами, знаете, как «в ручеек», со знаменами. Мы когда были детьми и бегали туда, смотрели, нам было очень интересно. А по утрам нас будил колокольный звон. Мой дедушка, Сергей Петров, был звонарем в этом храме». 
 
IMG 8262
 
На каждый церковный праздник собирались жители не только деревни Лукомо, но и близлежащих деревень. «Люди жили весело. Я когда маленькая была, плохо ела, мне бабушка всегда говорила: «Наташенька, сходи в церковь, причас-тись, а потом придешь и поешь». И я с удовольствием бежала в храм», – продолжает Наталья Ивановна. 
 
А потом церковь кто-то поджег
 
Последним священником в церк-ви Казанской Божьей Матери был отец Сергий. В 1970-х годах люди стали разъезжаться из села, прихода почти не стало. Как рассказала нам Наталья Ивановна, по этой причине по приказу из района в начале 80-х годов церковь закрыли, говорили «Для чего она стоит?». И там сделали склад – хранили зерно, а потом удобрения. Все иконы были отвезены в храм Архангела Михаила в город Дно. Единственную икону – Параскева Пятница – батюшка подарил родной тете Наталье Ивановне. Она до сих пор хранится у нее. 
«А потом церковь кто-то поджег, – рассказывает Александра Васильевна. – Но церковь сгорела не вся, большую часть сами люди разобрали для своих нужд: в колхоз, в хлев, животных же все держали. Вот так ее и не стало, разобрали до основания».
Все, кто был связан с закрытием церкви, столкнулись с нелегкой судьбой. Умер директор колхоза Баланков, та же участь в скором времени ждала и поджигателей церк-ви. «Все-таки кара какая-то есть, – говорит Наталья Ивановна. – Пока была церковь, деревня жила».
 
История длиною в 111 лет
 
История церкви в Лукомо прошла свой нелегкий и насыщенный событиями путь. Сегодня еще осталось незначительное количество жителей, которые помнят этот храм. Время идет, и люди уходят. Придет час, когда никто не сможет рассказать о столь красивом и значимом храме в нашем районе. И тогда построенная вновь часовня на месте церкви Казанской  Божьей Матери может стать  маленькой связующей ниточкой между прошлым и будущим. Надеемся, что инициативной группе, взявшейся за строительство часовни в Лукомо, удастся осуществить свой план и сделать подарок деревне к празднику иконы Казанской Божьей Матери (21 июля) – поставить часовню в память о разрушенном храме.
Екатерина ВАСИЛЬЕВА