Печать
Категория: Истоки
Просмотров: 414

Церковь молится об убитых воинах

«Мой дед погиб на войне. Никогда не думала об этом, а тут стала ходить в церковь и возник вопрос: а как мне молиться за деда, если мне бабушка всегда говорила, что он не крещёный. Так и как быть?»

Русская Православная Церковь в течение года много раз поминает солдат, убитых на войне. О них молятся во все родительские субботы, но особенно – в Димитрoвскую субботу перед 8 ноября и 11 сентября в праздник Усeкновения глaвы Иоанна Предтечи.
В 1994 году собор архиереев Русской Православной Церкви решил каждый год 9 мая служить во всех храмах поминовение православных воинов, пожертвовавших своей жизнью во время Великой Отечественной войны.
Молиться о павших можно круглый год, подавая записки, ставя в храмах свечи. Если же известно, что павший не был православным, а исповедовал иную веру или был атеистом, следует поминать его только в домашней молитве.
И 9 мая Православная Церковь сначала молится за воинов, «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших», но затем и обо «всех, мученически погибших в годы Великой Отечественной войны».
Патриарх Кирилл в своём послании как-то писал, что неизвестно, во что верили, сидя в окопе перед атакой, атеисты, комсомольцы и коммунисты. Однако ясно, что эти люди своими жизнями защитили страну и православную веру, а значит, они имеют право, чтобы о них вспомнили. В шинелях убитых советских воинов часто находили зашитые кресты и образки, в блиндажах – оклады икон, а многие атеисты, прошедшие огонь Великой Отечественной, после войны пришли к Христу, крестились, ушли в монастыри и служили Богу до конца своих дней.
Да, за некрещеных людей подавать записки в храмах или ставить за них свечи нельзя, но никто не мешает молиться о них дома, своими словами просить Бога о даровании погибшему воину прощения грехов.


Если вы молитесь о своих погибших на войне родных, упоминайте их как «воинов, на поле брани убиенных». Можно читать специальную молитву «О упoкоении православных воинов, за веру и Oтeчество на брaни убиенных».



Создайте молитвенную атмосферу

«Сейчас, когда в церковь пока ходить нельзя в связи с угрозой распространения коронавируса, священники рекомендуют смотреть службы по телевизору, молиться дома. Как правильно это делать?»

Очень важно не просто смотреть трансляцию как интересный фильм. Если не болеете, лучше молиться во время онлайн-богослужения стоя. Нужно попробовать создать дома особую молитвенную атмосферу: зажечь лампадку, свечи, одеться так, как привыкли одеваться для храма: не шорты и ночная рубашка, а кофта с длинным рукавом, женщины могут надеть платок. Наведите порядок в той комнате, где собираетесь молиться.
Что касается личных молитв, то лучше не слушать, как их кто-то читает, а постараться молиться самостоятельно. Можно читать утреннее и вечернее правило по книге или с экрана телефона, если нет молитвослова.


Самая древнейшая молитва – «Господи, помилуй!». Эта краткая молитва учит непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию. В течение дня непрестанно повторяйте, но не формально, а вдумчиво, со смыслом: «Господи, помилуй», можно и когда делаете какую-то механическую работу (убираете, готовите, шьёте), и собираетесь отдохнуть – при любых обстоятельствах обращайтесь с нею к Богу.



Враг не дремлет

«Моя бабушка говорит, что нельзя в своей речи упоминать бесов. Нельзя говорить слова: «Ты меня бесишь!», нельзя слово чёрт употреблять, крылатые выражения, где есть это слово. Якобы это грех. Это так?»


Да, воцерковлённые люди никогда не поминают чёрта. До революции 1917 года в России неприлично было чертыхаться, это было признаком дурного тона, грубостью, вызовом, эпатажем. После революции же слово «Бог» стали писать с маленькой буквы, а диавол – с большой, в послереволюционной литературе, поэзии слово «чёрт» становится очень популярным. Большевики людям навязывали эти правила, чтобы отвлечь от веры.
Современный православный верующий человек будет избегать в своей речи слово «бес» и «чёрт». Но это не означает, что верующие люди боятся злых сил. Святой Афанасий Великий писал: «Не следует совершенно бояться бесов, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой». Однако всё же смеяться, подтрунивать над бесами не стоит, не стоит поминать их в речи. Враг не дремлет, недооценивать его нельзя. А лучший способ борьбы с ним – искренняя вера и молитва.

Красьтесь, но в меру

«Я хожу с бабушкой в церковь. Мне 20 лет. Она меня постоянно ругает, что я крашусь. Типа это грех. Неужели, если я накрашу глаза, кому-то от этого станет плохо? Что грешного в том, чтобы быть привлекательной? Можно ли приходить в храм с косметикой на лице?»

Апостол Пётр писал, что украшением женщины должно быть не плетение волос, но чистая душа. Однако в разумном использовании косметики нет ничего плохого. Церковь не запрещает красиво и со вкусом одеваться, пользоваться одеколоном и духами, подкрашивать волосы, лицо. В разумных пределах это возможно. Однако если губы накрашены, то прежде чем прикладываться к иконам, кресту, Евангелию, а тем более целовать Чашу, следует помаду снять.
В том, что вы красите лицо, греха нет, но помните, что всё хорошо в меру, любое излишество будет во вред и телу, и душе.


 Митрополит Псковский и Порховский Тихон не исключил возможности того, что, может быть, после майских праздников храмы и церкви откроются для мирян при условии соблюдения ряда ограничений. 

Пока этого не произошло и нам придётся ещё ждать, настоятель храма архангела Михаила в Дно отец Сергий напоминает, что каждый желающий сможет исповедаться и причаститься на дому. Телефон батюшки – 8-953-241-53-89. Подать записку об упокоении и здравии можно в сообщениях группы ВКонтакте воскресной школы https://vk.com/club49651553.


 

Не делайте татуировки

«Сейчас очень модно стало среди молодёжи делать татуировки и пирсинги, и девушки, и юноши не гнушаются прокалывать разные части тела и выжигать на себе различные изображения. Как Православная Церковь к этому относится?»

Православная Церковь к татуировкам относится крайне отрицательно. Рисунки на теле считались почётными у язычников. Татуировки на коже были знаком культовых посвящений. На теле изображали языческих богов и различные знаки.
Православная Церковь учит, что человек есть образ и подобие Божие. Это относится не только к душе человека, но и к его телу. Поэтому нельзя искажать образ и подобие Божие в себе, как это модно делать в наше время, ношением многочисленных серёжек в разных местах тела, татуировками, пирсингом.
Святой апостол Павел говорит нам, что тело человека призвано быть храмом Духа Святого. Многие изображают на теле святыни – храмы, иконы и кресты. Это неприемлемо. Впервые татуировки такой тематики появились в местах лишения свободы. Они не являются свидетельством духовности людей. Избегайте татуировок и пирсинга, не оскверняйте себя.

Дары иконам – на церковные нужды

«В некоторых храмах можно видеть, как около икон висят золотые цепочки, серёжки и т.д. Это люди приносят в благодарность за помощь в их прошениях, молитвах. Как к этому относиться? Куда потом это золото определяют?»

Да, есть такая давняя традиция: в благодарность за исполнение просьб люди жертвуют иконам, у которых они просили помощи в своих духовных и житейских нуждах, золотые украшения. Потом они используются для церковных нужд, например, для золочения церковной утвари.
В разные годы церковь благодаря таким пожертвованиям помогала стране пережить общие беды. Например, в 20-е годы Русская Православная Церковь отдала все золочёные предметы, не имеющие литургического значения, в помощь голодающим.
А во время Великой Отечественной войны прихожане и церковь собрали материальных ценностей на целую танковую колонну.
Так что не стоит беспокоиться о подаренных прихожанами храма украшениях: ни одно из них не идёт в карман священнослужителям, всё расходуется на церковные нужды.

 


 Отец Сергий, настоятель храма архангела Михаила в Дно:

– Поздравляю всех ветеранов и жителей района с нашим общим главным и священным праздником – Днём Великой Победы! Желаю всем здоровья и помощи Божией в это непростое время! Не перестаю молиться обо всех вас, дорогие братья и сестры!