Печать
Категория: Истоки
Просмотров: 2697

Так получилось, что 6 апреля редакция газеты отправилась в деревню Заклинье Дновского района на встречу с одной из жительниц этой деревни. Солнечная погода, тёплый ветерок, совсем, как ранней весной, радовала и нас, и просыпающуюся от зимнего сна природу. Проезжая по мосту речку Дубёнку, не смог-ли ни остановиться на нём, чтобы запечатлеть эту красоту на фотоаппарат. Неспешно катила свои воды речушка, а в них, как в зеркале,
отображались причудливыми, чёрными изгибами и тенями, раскидистые ветви деревьев. Да так, что казалось, будто растут они прямо из воды. Белые чайки, то склонялись низко к воде, высматривая что-то в ней, известное только им, то поднимались всё выше к белым облакам.
Приехав в Заклинье, мы остановились на площадке возле здания клуба. В библиотеке нас уже ждала Надежда Александровна Андреева. А совсем рядом, через дорогу, как в стоп-кадре из старого кинофильма, застыли в молчаливом безмолвии церковные стены из крас-ного кирпича. Даже через годы, не потерявшие своего величия, значения и превосходства. И притягивающие взгляды, словно магнит, зазывающие прохожих своей теперешней беззащитностью.
Про разрушенную церковь в Заклинье слышали мы и раньше, только в тот момент захотелось узнать о ней больше. Обсудив текущее задание в библиотеке, отправились вместе с На-деждой Александровной в церковь. По дороге, расспрашивая и слушая внимательно, удивительные истории про неё.

IMG 1669

 

IMG 1667

Сделана на века

Оказалось, что Надежда Александровна, отработавшая всю жизнь библиотекарем в сельской библиотеке, собирает по крупицам информацию о своей любимой деревне, записывает её в тетрадь. Про церковь тоже поведала нам, что сама знала, а что со слов старожилов деревни и отца своего Александра Александровича Михайлова помнит: «Отец часто рассказывал, что когда велись отделочные работы внут-ри церкви, каждая деревня везла телегу куриных яиц. Их перекладывали соломой, чтобы они не разбились. Затем добавляли в раствор, из которого делали лепнину, для того, чтобы она крепко держалась на церковных стенах».
Мы смотрели наверх, теряясь во времени: вот небо, лепнина по кругу в форме цветов. Сохранилась она за столько лет так, как будто вчера ею только украсили стены. И не смог-ли уничтожить её ни морозы, ни дождь. Сделана на века. Рядом крест железный наклонился, и, свешиваясь сверху, готовится упасть на землю, ждёт своего часа. Непонятно, какая сила удерживает его до сих пор там. Вверху на окнах решётки, до которых теперь не добраться. А внизу, на месте бывших окон, остались проёмы, в которых когда-то стояли тоже решётки, а теперь только железные штыри о них напоминают. Их кто-то срезал. Только, если верить слухам и разговорам, счастья они не принесли. Сгорела машина у того, кто нажился за их счёт. Может случайно, а может, и нет! Только ведь и плиты, выдранные с пола церкви трактором, тоже счастья не принесли. Дом сгорел у того, кто додумался это сделать.

IMG 1678

IMG 1684
Знак свыше

Мы бродили по церкви, с большой осторожностью ступая на землю. Наш экскурсовод Надежда Александровна, показала место, где по рассказам старожилов нашли клад. Рядом увидели ступеньки лестницы, теперь ведущие «в никуда». Обрывались они на нашем пути. А раньше по ним можно было попасть на колокольню. «Примерно в 60-х годах, родители говорили про иконы. Какие-то люди приехали за ними ночью, забрали из церкви и увезли, как будто в музей, в город Ленинград! Странно, что сделано это было ночью... Да, и сомневаюсь, что иконы доехали до музея!», – добавила она.
«Когда председателем колхоза был Владимир Николаевич Дмитриев, ему дали задание: сделать мастерские в помещении церкви. И хотя народ был против этого решения, ничего изменить они не смогли. Мастерские расположились в церкви, а позднее там же стали хранить зерно».
В 70-х годах в храме случился пожар, возгорание началось с «хоров».
«Когда загорелась церковь, – вспоминает Надежда Александровна, – сразу никто огонь и не тушил. А вот когда стало понятно, что может загореться школа, приехала пожарная машина, но было уже слишком поздно. Балки в «хорах» были дубовые и они все сгорели, как спички. После пожара церковь стала разрушаться ещё быстрее».
«Очень часто мне кажется, что я слышу звук колокола из моего детства, который доносился с колокольни. Вообще их было несколько, разных по размеру. Самый большой колокол сняли и увезли после того, как церковь стала недействующей, а вот поменьше – ещё оставались на колокольне некоторое время. Правда, много лет они не звонили, молчали. Однажды, в то время я была девчонкой ещё, в школе проходила выборная кампания. И вдруг, один из колоколов ожил, затрезвонил на всю деревню. Все всполошились: как такое могло случиться? Волшебство? Или знак свыше? А причина оказалась простой – туда забился филин и долго не мог выбраться без посторонней помощи. А колокол всё звонил и звонил! Может быть плакал о прошлой жизни церкви, а может предупредить народ о чём-то хотел. Кто знает?».

IMG 1689

IMG 1685

Точного ответа я не нашел…

В книге известного псковского краеведа, Н.Ф. Левина «Порхов и его уезд» о заклинской церкви даётся такая информация:
«Заклинская церковь, в п. Заклинье 2 ст., Шевницкой вол., земли 39 десятин 576 саженей, прихожан в 1894 г. – 1012 мужчин, 1111 женщин. Каменная, во имя Пре-ображения Господня, постр. в 1817 г. Крестн. ход не бывает. Нормальный состав притча – 1 священник, 1 псаломщик».
По этим сведениям в этом году заклинской церкви исполняется 200 лет. Почти два века мимо неё проходили: поколения за поколениями, артели, колхозы, войны. И в Великую Отечественную войну она уцелела, и службы проводились в ней, и после она продолжала служить людям, радуя их своей красотой и тихой обителью для заблудших душ. Только, вот, почему сейчас она разрушена и растащена, никто не даст правдивый ответ! Все тайны свято хранит! Мы попытались приблизиться к истине, только наши находки – «песчинки в море» её прошедших веков!
На сайте Псковской епархии в архивных описях значится эта церковь так: Село Заклинье, церковь Преображения Господня.
Кирпичная церковь построена в 1811 году помещиком Василием Софроновичем Шубиным на месте ветхой деревянной церкви. В церкви были три престола. Главный престол – Преображения Господня, в приделах – Святителя и Чудотворца Николая и иконы Божией Матери «Знамение». Кирпичная колокольня построена в связи с церковью. На ней висели шесть колоколов. Вес первого колокола 27 п. 24 ф., второго – 9 п. 22 ф., третьего – 7 п. 7 ф., четвертый и пятый колокола весили по 2 п., вес шестого колокола – 1 п. 2 ф. Надписей на них не было.
Церковь находилась вблизи села, на открытом месте. В 1905 году по благословению епископа Псковского и Порховского Арсения в церкви по воскресеньям начали служить вечерни с акафистами и проводить религиозно-нравственные чтения. Цель их, с одной стороны, в противостоянии раскулачиванию, с другой стороны, в утверждении православных людей в вере и благочестии. На собеседования стекалось много народа, все усердно молились и слушали предлагаемые чтения. В приходе числилось восемь деревянных и одна каменная часовня. Кладбище находилось вдали от церкви. В соответствии со штатами 1876 года в церкви служили священник и псаломщик.
Священник Пётр Александрович Троицкий, сын дьякона. В 1884 году он окончил Псковскую духовную семинарию, служил дьяконом в погосте Котельно Островского уезда, назначен на священническое место к данной церкви с 22 июня 1909 года. В 1913 г. числился первым священником церк-ви. Предположительно, в 1913 году его перевели служить в другую церковь. По некоторым сведениям, это был погост Ретно. Аресто-
ван о. Петр 23 октября 1937 года. Место ареста, по одним документам, деревня Ретно, по другим – деревня Заклинье. 25 ноября 1937 года особой «тройкой» священник приговорен к расстрелу. Расстреляли его 3 декабря 1937 года. Реабилитировали 28 сентября 1989 года. В 1913 году служил священник Константин Васильевич Безсребренников, он числился вторым священником. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Исполняющий должность псаломщика Николай Спиридонов, сын крестьянина, служил в погосте с 1913 года. В 1892 году он окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу. Позднее он стал священником и в 1943 (?)-1944 годах служил в этой церкви.
Населённые пункты прихода: село Заклинье; деревни: Вязовно, Глазково, Голубово, Глебово, Горки, Дубенка, Духанево, Заробочье, Лысово, Марково, Межничек, Осиновицы, Остров, Скрылево, Твердилово, Телинниково, Шевницы.
18 апреля 1940 года Дновский райисполком принял решение: «...Подтвердить решение исполкома Заклинского сельсовета о закрытии церкви, находящейся в д. Заклинье и переоборудовать здание церкви под сельский клуб».
Ныне деревня Заклинье Дновского района. Церковь в руинах.
При подготовке этого материала о заклинской церкви мы обратились к нашему земляку, автору ярких глубоких стихов и рассказов, наполненных любовью к жизни, своей малой родине, природе, Игорю Николаевичу Фадееву. Попросили вспомнить его первую встречу с разрушенным храмом. Тем более, он три года в конце 60-х годов, работал директором в заклинской школе.

IMG 1666

IMG 1682

 

Плач по разрушенному храму

«Однажды, прогуливаясь по яблоневому саду, я увидел за рощицей берёз и топольков какие-то крас-ные развалины. Это оказалась полуразрушенная церковь, чьи купола «огрызками» смотрели в небо. Я поразился такому контрасту: прекрас-ная деревня с большими красивыми домами, уютная школа и рядом – такое безобразие. Долго я ходил по развалинам храма, пытаясь разглядеть уцелевшие фрески, ступеньки крылец, сброшенный крест… Увы, церковь, как убитый зверь, «кровенела» красным кирпичом. Видно было, что церковь не взорвали (как в Скуграх), не попал в неё снаряд. Просто «воинствующие атеисты», чьи потомки ныне осеняют себя знамением, использовали здание не по назначению: под склады, под конюшню, а потом и вовсе забросили, стали растаскивать по кирпичику. Я человек не верующий, хотя у меня есть свой бог. Он схож с обычным Богом, только добрее, справедливее и «судья земной», а не только – небесный. Таковы его и слуги, ведущие службы! Такова его и паства, искренне молящаяся!
Эта боль от разрушенного храма отпечаталась в душе моей и помогла написать в своей книге литературное эссе, хотите – плач, по разрушенному храму: «А на следующий день мальчишки обступили меня и, хитро улыбаясь, спросили:
– Ну что, Игорь Николаевич, нашли золото в развалинах?
– Какое золото, братцы? Что-то вы путаете?
– Говорите, говорите! Будто не знаете, что в подвале церкви священники похоронены. А у них одеж-да из золота. Мы искали, да не нашли.
– Ошибаетесь, догадливые вы мои. Я искал место для постройки новой каменной школы.
– Со спортзалом?!
– Именно так.
– И с плавательным бассейном?!
– Непременно.
И только мальчонка лет 7-8, стоявший в сторонке, сказал мне тихо:
А бабушка и я хотим церковь…
Ответа я не нашёл».
Не нашли ответа и мы. Почему стоим у разрушенного храма…

Нина АФАНАСЬЕВА,
Игорь ФАДЕЕВ,
фото Нины АФАНАСЬЕВОЙ