Печать
Категория: Истоки
Просмотров: 2694

В ночь с 2 на 3 марта последний российский император Николай II подпишет отречение от престола, датировав его той датой и тем часом, когда он принял об этом решение – 2 марта, 15:00.
Это событие потрясло страну и оказало влияние на весь ход нашей дальнейшей истории. Самодержец Всея Руси Император Николай II принял решение отречься от престола государства Российского и сложил с себя верховную власть. Наступил конец 300-летнего правления династии Романовых. В Российской империи возникло двоевластие: стали действовать Временный Комитет и Совет, что продолжалось недолго и привело к октябрьскому перевороту 1917 года.
События развивались очень стремительно. Крушение монархии в России произошло всего за одну неделю.

Хроника предательств

Первое, что нужно было сделать заговорщикам – выманить царя из столицы. Сразу несколько генералов настаивают на его приезде в Ставку в Могилев – штаб фронта. 22 февраля царь выезжает. Мыслится, что он это делает ненадолго. А революционеры всех мастей как будто ждали этого момента. В столице начинается бунт…
23 февраля в Петрограде начались забастовки якобы из-за недостатка продуктов. Продовольствие в Петрограде было, утверждают историки, не было лишь дешевого хлеба, за которым обычно выстраивалась очередь. Забастовки перерос-ли в стихийные митинги, которые в свою очередь переросли в стачки и забастовки рабочих.
25 февраля – первый погибший полицейский. В толпе лозунги уже не о хлебе, а «Долой самодержавие!».
Правильным решением было бы тогда, считают современные историки, разогнать толпу бастующих. Царю даже не докладывали о событиях в Петрограде. Но этого не только не сделали, но и не хотели допус-кать! Провокаторы, в организованных митингах, под видом полиции кидали в толпу бомбы. К рабочим присоединились солдаты. Петроград оказался в руках восставших погрузившись в хаос.
О беспорядках в Петрограде Николай II в первый раз узнает, говоря с императрицей по телефону 24 февраля. Потом стали поступать тревожные сведения о волнениях в Петро-граде, особого значения которым не придавали. 25-го император пошлет телеграмму командующему Петро-градским военным округом:
«Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией.
Николай».

Командующий Петроградскими войсками генерал Сергей Семенович Хабалов издаёт документы о запрете уличных демонстраций, угрожая разогнать их силой, и о возвращении в срок до 28 февраля на заводы бастующих рабочих под угрозой отправки на фронт.
Заговорщики понимали, если царь вернется в Петроград, революцию он подавит. И когда император все же поехал, у думских начальников началась паника. Доходило до того, что в разговорах проскакивали идеи подорвать императорский поезд…


Царское Село – Могилев – Дно

22 февраля императорский поезд выезжает из Царского Села в два часа дня в сопровождении Собственного Железнодорожного Полка. Охранять Царское Село остаются привилегированные части – собственный конвой, собственный полк, дворцовая полиция.

«…о возможности революционного взрыва во время войны не допускалось и мысли».

25 февраля Ставка узнаёт о беспорядках в Петрограде, которые творятся там уже с 23 февраля, по донесениям командующего Петроградскими войсками генерала Хабалова, военного министра Беляева и министра внутренних дел Протопопова.
26 февраля в 13 ч. 40 мин. генерал Алексеев получил от генерала Хабалова дополнительную к полученной накануне телеграмму, отправленную 26 февраля в 13 ч. 5 мин., в которой он сообщает о беспорядках в Петрограде, произошедших вечером 25 февраля. Но докладывает он Николаю II содержание этой телеграммы лишь на следующее утро 27 февраля – на подлиннике рукой генерала Алексеева сделана пометка «Доложено государю императору 27.II.1917».
27 февраля рано утром в Петро-граде начинается военный мятеж: вооружённое восстание части Петроградского гарнизона – восстала учебная команда запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка в числе 600 человек. Солдаты приняли решение не стрелять в демонстрантов и присоединиться к рабочим. Начальник команды штабс-капитан И.С. Лашкевич был убит. Затем к мятежному Волынскому полку присоединились дислоцированные в Петрограде запасные батальоны Литовского и Преображенского полков, укомплектованные недавно призванными запасными старших возрастов. Сами же полки лейб-гвардии находились в действующей армии. Всеобщая забастовка рабочих получила поддержку вооружённым восстанием солдат. Утром 27 февраля восставших солдат насчитывалось 10 тысяч, днём – 26 тысяч, вечером – 66 тысяч, на следующий день – 127 тысяч, 1 марта – 170 тысяч, то есть весь гарнизон Петрограда.
Долгие переговоры царя и генералов. Ленты телеграмм.
28 февраля последовало распоряжение о подаче литерных поездов для отъезда царя, в Ставке закончились последние приготовления к отъезду императора. Фредерикс, Воейков и Мордвинов были уже одеты…
В ночь с 27 на 28 февраля из Ставки в Могилеве в Царское Село отбыли царские литерные поезда, но проехать к конечному пункту назначения они не смогли.
«В течение более чем 10 часов в Ставке не было никаких сведений о движении царских поездов, так как из самих поездов в Ставку ничего не сообщалось, а железнодорожные чины, согласно особой инструкции, не имели права никому сообщать о движении императорских поездов».

28 февраля Николай II позже, по окончании дня сделает запись в своем дневнике:

«28-го февраля. Вторник.
Лег спать в 3 1/4, т. к. долго говорил с Н.И. Ивановым, кот[орого] посылаю в Петроград с войсками водворить порядок. Спал до 10 час…»
В 11 ч. 24 мин. генерал Иванов из Могилева направляет генералу Хабалову телеграмму.
Точного времени прибытия на ст. Дно равно как и времени отправления царского поезда нет. Вывод о том, что он прибыл в Дно около 15 часов можно сделать на основании воспоминаний свиты и телеграммы Воейкова направленной Рузскому из Старой Руссы в 13 часов 5 минут.

«…прибыв на станцию Дно, литерные поезда сделали там длительную остановку… Место это ни в коей мере не отвечает пребыванию здесь Верховной Власти в обстановке революции: полицейская власть была представлена здесь одним железнодорожным жандармом на жел. дор. станции и одним полицейским урядником в селе Дно. Между тем, на самой станции имелись железнодорожные мастерские с 1000 человек рабочих».

Очень ярко о станции и селе Дно рассказывал в своих воспоминаниях Александр Семенович Гундоров, кадровый военный инженер, один из первых генерал-лейтенантов инженерных войск Красной Армии, видный военный и политический деятель, Председатель Всеславянского комитета, чья трудовая биография сначала в качестве слесаря, а затем и помощника началась в Дновском паровозном депо.
«Название Дно, очень подходило к этой необжитой станции, населенной прибывавшими из разных мест людьми для временной, как они считали, работы и расположенной в глуши Псковщины…
Хотя станция Дно была важным железнодорожным узлом и уже с большим населением, но здесь не было ничего для удовлетворения самых необходимых культурных потребностей. Большие Соли и то имели для этого больше возможностей. Единственным местом, куда собирались в свободные вечера и праздники дновские рабочие депо и других служб, был трактир Носова с бильярдной. Для служащих и людей более высокого положения имелся другой трактир, разрядом выше, с кабинетами, принадлежавший Яблочкину. Здесь устраивались попойки с участием начальника тяги и других служб. Кроме бильярдной здесь играли в карты…
Игра на бильярде была единственным популярным «видом искусства». В воскресенье, когда по поселку разносилась весть о приезде к Носову человека из Петербурга, который снял бильярд на весь день и вызывает играть любого и на любую сумму, в бильярдную и трактир набивалось столько людей, что трудно становилось дышать…
Местом сбора для молодежи была также платформа вокзала. Здесь небольшими группками прогуливались обычно девушки, а ребята толпились около буфета, отрываясь от него только во время прихода поездов…».

Мы неоднократно писали о том, как Царский поезд останавливался на станции Дно. Среди людей этот факт вызывал некоторые споры: действительно останавливался или нет? Выходил или не выходил последний российский император на наш дновский перрон? Теперь, благодаря исследованиям, проведенным дновским краеведом Сергеем Егоровым можно действительно быть уверенным в том, что царь в Дно был и на перрон выходил! Сергей Викторович «прошел» последний маршрут императора, стараясь использовать материалы исключительно достоверные. Это были: Государственный Архив Российской Федерации, «Красный архив», подлинные печатные издания 1917 года, стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства и др.
Кроме того, из записей, сделанными самим Николаем II в своем дневнике становится ясно, что решение отречься от престола появилось еще на станции Дно.
В работе, подготовленной
С.В. Егоровым для II краеведческих чтений, приведены только строки документов, опубликованных по «горячим следам», без какой-то либо политической подоплеки, только даты, время, документы, факты.

«Когда поѣздъ подошелъ къ станціи Дно, телеграфный чиновникъ стоялъ съ телеграммой на имя Государя императора. Телеграмма была передана Его Величеству, и я вошелъ въ вагонъ Государя узнать, отъ кого она. Государь мнѣ сказалъ, что эта телеграмма – отъ Родзянко, который проситъ остановиться на станціи Дно и подождать его пріѣзда изъ Петрограда съ докладомъ…».
«Телеграфист представил телеграмму для Государя Императора от Родзянко с просьбой аудиенции», вот ея текст: «Станція Дно. Его Императорскому Величеству. Сейчас экстренным поѣздом выѣзжаю на ст. Дно для доклада Вам, Государь, о положеніи дѣл и необходимых мѣрах для спасенія Россіи. Убѣдительно прошу дождаться моего пріѣзда, ибо дорога каждая минута».

4

Газета «Известия» № 8 от 3 марта 1917 г. (из коллекции С.В. Егорова)

 

АКТ об отречении

«В эти решительные дни в жизни России мы почли долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и, в согласии с Государственной Думой, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя верховную власть…» – это часть текста об отречении, подписанного монархом. Датирован он 15 часами от 2 марта 1917 года.
По вопросу подлинности Акта об отречении императора Николая II, а также его подписи в последнее время в печати, на страницах Интернета и не только, идет большая дискуссия, которая не закончится, наверное, никогда. Мы не специалисты, не графологи – не нам судить. Но факт налицо – еще один Акт, в котором указано другое время (2 марта 15 час. 5 мин.) – существует.
В этой связи Государственный Архив Российской Федерации 18 ноября 2016 года опубликовал Акт почерковедческой экспертизы, проведенной в 1929 году, который полностью подтвердил безусловную подлинность документа…

«…Государь долго гулял по платформе»

И даже место, где именно он стоял Олег Константинов главный редактор псковской газеты «Курьер» установил с помощью воспоминаний телеграфистки Антонины Кочетковой, которая рассказывала о том, что стояла в телеграфной комнате (в здании старого вокзала) и смотрела в окно, а император в окне вагона – прямо напротив нее. Они смотрели друг другу в глаза.
Это место найдено, оно находится слева от входной двери вокзала с Бологовской стороны. От «царского» перрона, где «ступала нога последнего Российского императора» осталось четыре камня. Правда, они немного изменили свое местоположение при ремонте платформы, но то, что даже эти четыре камня остались там лежать – большая заслуга Олега Константинова.

2

Олег Константинов напротив предполагаемого места стоянки царского вагона, в окно которого смотрел Николай II

 

Что же представлял собой Императорский поезд?

По воспоминаниям лиц, сопровождавших поезд: «Императорский поезд был невелик; он состоял в центре из вагона Его Величества, где находились спальня и кабинет Государя; рядом с этим вагоном был с одной стороны свитский из восьми отделений, а с другой – вагон-столовая с отделением салона для приемов. Далее шли кухня с буфетом, вагон, где помещалась военно-походная канцелярия, и последний служебный вагон, где помещались железнодорожные инженеры и начальник той дороги, по которой приходилось следовать».
Начальник станции Дно Иван Иванович Зубрилин получает телеграмму, предписывающую задержать два литерных поезда с императором и свитой и не дать им проследовать в Петербург под защиту войск.
Будучи настоящим железнодорожником, для которого служебная дисциплина превыше всего, тем более, что телеграмма «государственной важности» была направлена со стороны руководства железной дороги, подчиняясь строгой железнодорожной дисциплине, Зубрилин направляет со станции Дно на перегон Дно – Полонка навстречу литерным поездам балластную вертушку с надежным машинистом Алексеем Суворовым, который кроме всего являлся еще и его кумом. По фиктивной путевке машинист Суворов выезжает навстречу литерным, но станция Полонка в 13 часов 30 минут принимает вертушку на запасной путь.
Царский поезд в эти минуты находится ещё на перегоне Морино-Полонка. Паровозу, на котором Зубрилин собрался догнать вертушку, чтобы с ходу врезаться в хвостовую платформу с целью завалить железнодорожное полотно и остановить движение, не удается уйти со станции Дно – его направляют в тупик № 17, где он въезжает в призму. Таким образом, попытка остановки царских литерных поездов на станции Полонка терпит провал и поезд, в котором следует царь, благополучно следует к станции Дно. Императорский поезд прибывает на станцию Дно 1 марта в 15:00.

«На станции Дно был полный порядок. Жандармы произвели несколько предварительных арестов».

«Около 18-ти часов в Управлении Генерал-Квартирмейстера появился ген. Тихменев. Первая за 40 часов телеграмма из поезда Государя, полученная по железнодорожным проводам, была у него в руках… Оказалось, что императорские поезда стоят на ничтожной узловой станции Дно.

Дворцовый Комендант ген. Воейков сообщал ген. Алексееву, что Его Величество желает проехать в Псков, но железнодорожный путь поврежден революционерами между станциями Порхов и Подсевы (т.е. на втором перегоне от Дна и на третьем – от Пскова). Воейков просит распоряжения ген. Алексеева об исправлении и обеспечении пути к Пскову. Сейчас же было сделано распоряжение ген. Рузскому в Псков – приказание ген. Алексеева немедленно выслать к месту повреждения железнодорожную роту, исправить путь и обеспечить движение к Пскову литерных поездов…
Затем в оперативном отделении стали составлять сводку событий за двое последних суток для вручения Монарху при его прибытии в Псков. Посылать таковую на ст. Дно не имело смысла: Дно имело лишь аппарат системы Морзе, медленно работавший и притом не связанный ни с какими «прямыми проводами», да и секретность передачи не могла бы быть достигнута».
Дубенский Д.Н. «Когда мы проходили на ст. Дно мимо «собственного» поезда и некоторые из нас стояли на площадке вагона, то Дворцовый комендант вышел из своего вагона, стал на подножку, приветливо помахал нам рукой и, улыбаясь, громко крикнул в мою сторону: «Надеюсь, вы довольны, мы едем в Псков». Вид у Владимира Николаевича был очень бодрый, веселый».
Псков. Было совсем темно. На платформе пусто. Никакой встречи. Императорский поезд подошел к станции «Псков» около 8-ми часов вечера. Ко времени подхода царского поезда, вокзал был оцеплен и в его помещения никого не пускали. На платформе было безлюдно…

3

Переписка Николая II и императрицы Александры Федоровны (Красный Архив, 1921 г. из библиотеки С.В. Егорова)

 


Поздно вечером, будучи уже в Пскове, император Николай II запишет в своем дневнике:

«1-го марта. Среда.
Ночью повернули с М. Вишеры назад, т. к. Любань и Тосно оказались занятыми восставшими. Поѣхали на Валдай, Дно и Псков, где остановился на ночь. Видел Рузского. Он, Данилов и Саввич обедали. Гатчина и Луга тоже оказались занятыми. Стыд и позор! Доехать до Царского не удалось. А мысли и чувства всѣ время там! Как бедной Алике должно быть тягостно одной переживать все эти события! Помоги нам Господь!»

Здесь, на станции Псков, чуть более чем через сутки, в ночь со 2 на 3 марта последний российский император Николай II подпишет отречение от престола, датировав его той датой и тем часом, когда он принял решение об этом, т.е. 2 марта, в 15 часов.
Член Исполнительного комитета Государственной Думы В.В. Шульгин:
«…Царь заговорил… совершенно спокойно, как будто о самом
обыкновенном деле:
– Я вчера (1 марта, т.е. будучи в Дно – авт.) и сегодня целый день
(2 марта, будучи в Пскове – авт.) обдумывал и принял решение отречься от престола. До 3-х часов дня я готов был пойти на отречение в пользу своего сына. Затем я понял, что расстаться со своим сыном я не способен… Поэтому, я принял решение отречься от престола в пользу моего брата…
Тогда я сказал:
– Это предложение застает нас врасплох. Мы предвидели только отречение в пользу цесаревича Алексея …
… После этого царь спросил нас, можем ли мы принять на себя законную ответственность, дать законную гарантию в том, что акт отречения действительно успокоит страну и не вызовет каких-либо осложнений…
Я не помню точно, когда царь встал и ушел в соседней вагон подписать акт. Приблизительно около 11:15 царь вновь вошел в наш вагон, – в руках он держал листочки небольшого формата.
…мы уговорились с генералом Рузским, что будут два экземпляра акта, собственноручно подписанных, потому что мы опасались, что при бурных обстоятельствах в Петрограде акт, который мы привезем, может быть легко утрачен… первый подписанный акт на листочках небольшого формата, должен был остаться у генерала Рузского. Мы же привезли второй экземпляр, также написанный на машинке, но на листочках большого формата. Подпись царя также справа сделана карандашом, а с левой стороны пером скрепа министра двора Фредерикса…»

Николай II отрекся от трона в пользу своего младшего брата Михаила. Это для всех стало полной неожиданностью. А самого Михаила еще пришлось уговаривать подписать документ. Власть в Петрограде перешла к Временному правительству.
В Царское Село к семье Николай II вернулся уже под охраной.
300-летняя эпоха Дома Романовых закончилась… Последнему Романову оставалось жить не больше года…

Марина Иванова,
по материалам Сергея ЕГОРОВА