Печать
Категория: Истоки
Просмотров: 2439

Это самая продолжительная и страшная осада города для всего человечества началась 8 сентяб-ря 1941 года. За годы блокады погибли по разным данным от 400 тысяч до 1,5 миллионов человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тыс. человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.
Первая воздушная тревога была объявлена в Ленинграде уже в ночь на 23 июня. Первые бомбардировки города на Неве начались ночью 6 сентября, а 8 сентября город бомбили дважды. Днем группа бомбардировщиков, прорвавшись через заградительный огонь зенитной артиллерии, сбросила на город большое количество зажигательных бомб, возникли пожары. Вечером противник произвел второй налет. Очаги пожаров служили ориентирами для бомбометания. Всего за этот день вражеской авиацией было сброшено 48 фугасных и свыше 6300 зажигательных бомб.
С падением 8 сентября 1941 города Шлиссельбурга Ленинград оказался блокированным с суши. С этого времени началась почти 900-дневная осада Ленинграда, которая потребовала напряжения всех моральных и физических сил его защитников.858

«Ленинград выжрет самого себя»

В блокированном городе осталось более двух миллионов гражданского населения, в том числе свыше ста тысяч беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Среди оставшихся в блокированном Ленинграде было не менее одного миллиона двухсот тысяч человек несамодеятельного населения (т.е. иждивенцы других лиц или государства), из них около четыреста тысяч детей.
Из секретной директивы начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении г. Ленинграда от 22 сентября 1941года:
«Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.
30 января 1942 года Гитлер заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Боль, голод и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди.
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо, и замёрзли водопроводные трубы – город остался без света и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились исключительные случаи каннибализма и разбоев.

bomb

«Пульс» осаждённого города


С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни – «пульс» блокадного Ленинграда. Летом водный, а зимой ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием. Они шли до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным. Каждый их рейс был подвигом. Вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты. Погодные условия часто тоже были не на руку морякам, но баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна.
20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.

blokada leningrada 7
Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Среди многих участников Дороги Жизни есть и дновцы, например, Семён Моисеевич Зисман, после войны работавший главным инженером в депо.

Удар по противнику

Блокада была прорвана 18 января 1943 года, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Воспоминания дновцев о блокаде

Кирилл Афанасьевич Сергеенков – дядя Галины Ивановны Колодиной, остался в блокадном Ленинграде, работал на железной дороге. В июне 1941 года он отправил свою жену Марию вместе с двумя дочерями на свою родину в Пустошку. Как рассказывал дядя Галине Ивановне: «Жил я на старом Невском в коммунальной квартире. В блокаду выжил я благодаря камину. Он был огромным и мраморным, стоял в углу комнаты. Его можно было топить, и в нём находилась духовка, а в ней можно было готовить еду. Когда закончились дрова, топить камин приходилось и мебелью. Самое вкусное блюдо того времени – мёрзлая картошка. Я выжил, после войны семья воссоединилась. Правда, одну дочь не смогли уберечь, и она умерла во время войны».
Большинство дновцев старшего поколения помнят Виктора Михайловича Макеева. Родился он в Ленинграде и тоже перенёс блокаду. Когда началась война, он отдыхал в пионерском лагере в г. Тихвине. Бабушка приехала за ним и увезла в Ленинград. Его семья жила в районе судостроительного завода. Немцы наиболее часто бомбили этот район, поэтому родители перевезли его к бабушке на Васильевский остров. Виктор, как большинство мальчишек той войны, часто дежурил на крышах домов, туша зажигательные бомбы. Блокада не только коснулась, а убила его близких людей. Сначала умерла его тётя, затем бабушка. Они остались с двоюродной восьмилетней сестрой Валей одни в пустой квартире. Хорошо, бдительная дворничиха заприметила, что давно не видит детей из этой квартиры. Поднявшись в квартиру, она увидела их лежащими и обессиленными на кровати. Детей отправили в город Кировск. Так Виктор Михайлович остался жив.
После войны Виктор узнал, что его самый близкий человек – мама живёт в Дно, поэтому в дальнейшей его жизни город Дно стал ему родным.
Блокада Ленинграда – трагичная и великая страница российской истории, унесшая большое количество человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей и передаётся из рук в руки потомкам – такого не повторится!


Нина АФАНАСЬЕВА,
Галина КОЛОДИНА