Печать
Категория: Культура
Просмотров: 2337

Чтобы выполнить поставленную задачу, я посетила семью Никитиных, на которых много лет «держалась» наша дновская киноиндустрия.
Александр Михайлович Никитин в прошлом году отпраздновал юбилей – 80 лет. Родился и вырос в деревне Бессолово. Была война, потом концлагеря. В первый класс в Замошки он пошел в 12 лет. Целый год с братом учился, а летом пас коров, чтобы принести дополнительные деньги в семью. Отец погиб на войне, матери было просто не прокормить детей… Начальное образование Александр Михайлович так и не получил. Пошёл сразу в армию. Экстерном окончил курсы повышения квалификации и устроился на работу – киномехаником!
Под его «попечительство» попало семь населённых пунктов, в которых были клубы: Замошки, Юрково, Нинково, Лукомо, Скугры, Белошкино и Дно. Каждый рабочий день кино шло в одном из них. Иногда выезжали в совсем маленькие деревни и организовывали кинотеатры в частных домах. 
«С 1952 по 1965 нормального транс-порта толком у нас не было, только гужевой, его предоставлял колхоз.  С одной киноустановкой и мобильной электростанцией переезжали с места на мес-то. Света тоже не было, люди жили с керосиновыми лампами. Представляете, как все ждали приезда нового фильма?», – вспоминает Александр Михайлович, который в 1958 году женился и взял жену к себе на работу.
Супруги Никитины состоят в браке 58 лет, имеют двух дочек и четверых внуков. «Идём на рекорд!» –  говорят они в один голос.
Сначала Евгения Михайловна Никитина занимала должность ученика киномеханика. Позже поехала в Псков для повышения квалификации и стала помощником. В основном заведовала кассой.
Один фильм давался на одну неделю. Рулон с плёнкой брали в дновском кинопрокате. Постепенно каждый клуб оборудовал кинозал нужной аппаратурой. И вот с одним фильмом Александр Михайлович скакал на ездовой лошади из деревни в деревню и поочерёдно ставил его в каждой из них. И так каждую неделю, по расписанию. Потом всё же лихой киномеханик «пересел» на мотоцикл. «Вот такая работа была! Молодые были, весёлые», –  усмехается он. 
Людей приходило тьма. Например, в Юркове клуб был рассчитан на 120 мест, и все они были заняты. Иногда было просто не протолкнуться, люди даже стояли. В те года кинематограф приносил государству треть от всех доходов. Зарплата была у Александра Михайловича по тем временам хорошая – 120 рублей. План часто перевыполнялся, за это Александр Михайлович получал ещё 30 процентов от прибыли. 
Раньше кино было отделено от культуры в обособленный отдел. Но заведующие в культурных центрах каждой деревни исправно рекламировали новые фильмы. Расклеивали листовки, делали большие плакаты и собирали местных жителей. Когда появлялся новый фильм, дирекция давала Александру Михайловичу его краткую аннотацию. После окончания сеанса он должен был огласить её перед залом, тем самым прорекламировать следующий фильм. Когда ставили фильм в частном доме, то организационных проблем тоже не появлялось. Платили владельцу десять рублей, и помещение переходило для службы искусству. И мало того, что люди предоставляли свои дома, так они (как и директора клубов) также активно рассылали рекламу.
Билеты продавались прямо на входе. Стоили недорого – 25 копеек. Для сравнения, хлеб стоил 16 копеек.  Летом пос-ле фильма обычно проводились танцы. Так как людей было много и в помещении было тесно (некоторые просто не помещались), то динамики и патефон с пластинками выставлялись прямо на улицу. «Как же танцы пропустить, надо в кино идти! По 200-300 человек приходило», – гордится достижениями в своей работе легендарный киномеханик. Когда раз в году он уходил в отпуск – это было настоящей трагедией для зрителей. Только под конец карьеры Александра Михайловича у  него появилась подмена. 
Отдельный сеанс с четырёх до пяти был для детей. Для него подбирались специальные детские фильмы, ведь с возрастными ограничениями тогда было очень строго. «Это сейчас дети что хотят, то и смотрят, раньше такого не было». В летнее время, из-за того что люди долго работали на огородах, взрослый сеанс начинался в десять часов вечера. В холодные времена года – в восемь.
Александр и Евгения Никитины ушли на пенсию в 1993 году, а в 1995 году кинодирекция в Дновском районе перестала существовать.

Лена ГОЛУБЕВА,
фото автора