Печать
Категория: Культура
Просмотров: 2538
Вот и приближается к своему завершению Год Литературы в России, а по окончании какого-то мероприятия или события принято подводить итоги. Вот я и решила сделать именно это. Что же дал нам этот год? Чему он нас 
научил?.. 
Главной целью Года Литературы было привлечение внимания общества к литературе и чтению. Такая цель, безусловно, должна была дать замечательные результаты, но почему-то у меня, учителя-филолога, Год Литературы, да и само это сочетание вызвали противоречивые чувства. С одной стороны, я, безусловно, счастлива, что наконец-то Правительство обратило внимание на чтение и литературу. И это, действительно, принесло свои плоды. За год было организовано много различных конкурсов как для школьников, так и для взрослого населения, были проведены различные выставки, форумы, были переизданы многие книги, появилось много новых авторов. Этот год был юбилейным для многих литераторов и их произведений, и им уделялось внимание и на 
уроках литературы в школе, и на внешкольных мероприятиях, в теле и радиопередачах. За год были сняты новые и показаны уже известные фильмы по произведениям классиков, в библиотеках можно было познакомиться с новинками литературы и встретиться с поэтами-земляками. Не менее приятным событием было и то, что впервые за долгие десятилетия Нобелевскую премию в области литературы получила, хоть и не россиянка, но всё-таки писательница и журналистка, пишущая на русском языке в жанре документальной прозы, – Светлана Алексиевич из Белоруссии. Многим известны её гениальные произведения «Цинковые мальчики» и «У войны не женское лицо». 
Так что хорошего этот год дал много.
С другой же стороны, для меня всё равно остаётся непонятным то, что литературе отведён всего лишь год. Как можно за год привить любовь к чтению?! Эта любовь впитывается с молоком матери и сопровождает человека  всю его жизнь. Эта любовь или есть, или же её нет. Навязать её невозможно! И здесь бессильны и учителя, и библиотеки, и СМИ. 
2016 год уже объявлен Президентом Годом отечественного кино. Не означает ли это, что уже 1 января можно будет не читать и не думать о книгах? Не окажется ли то, что все проведённые в 2015 году мероприятия, приуроченные к Году Литературы, были простой формальностью? Не окажется ли, что они были проведены, как говорят, «для галочки»? Мы, учителя русского языка и литературы, конечно же, будем продолжать прививать любовь к литературе, чем и занимались всегда, а не только в этом году. А вот не изменится ли отношение к книге в обществе в целом? Ведь если не напоминать о чём-то, то оно быстро забывается. А потом через несколько десятилетий снова выяснится, что Россия – не читающая страна. И опять – всё с чистого листа… 
Для того, чтобы такого не произошло, чтобы не оказаться безграмотным и бескультурным народом, нам необходимо помнить, что Год Литературы закончится, а потребность в чтении книг должна оставаться на долгие годы. И начать приобщаться к ним никогда не поздно. 
И в подтверждение всего сказанного выше хочу предложить читателям «Дновца» фрагменты некоторых сочинений моих воспитанников на тему «Книга в жизни человека». Я считаю, что ребята, способные рассуждать о книге и её роли, никогда не разлюбят чтение сами и смогут  привить эту любовь и своим детям, и своим друзьям, и своим знакомым. 
 
 Коновалов Анатолий, 5 «а» класс:
 
«Кто из нас не любит книг?.. Каждый интеллигент, бизнесмен, рабочий имеет у себя хотя бы небольшую библиотеку. У меня дома тоже есть библиотека, но я люб-лю ходить в районную. Там всегда стоит тишина, и ты, бродя между огромными стеллажами, можешь услышать, как книги шёпотом разговаривают с тобой. Одни расскажут волшебную сказку, другие – интересную повесть, а третьи – удивительные стихи, которые мы запомним на всю жизнь... 
В народе говорят: «Кто много читает, тот много знает». Да, именно из книг мы узнаём о народах разных стран,  о растениях, планетах, звёздах, научных и технических открытиях…
Постоянное общение с книгой даёт возможность человеку развиваться. Но, к сожалению, сегодня книга несколько утратила свои позиции, но я считаю, что телевидение и электронные машины никогда не смогут полностью заменить счастливых часов общения с книгой. Те, кто по-настоящему любят книгу, никогда не откажутся от нас-лаждения, которое доставляют запах недавно напечатанных страниц и их приятный шелест. Книга, несмотря ни на что, останется с нами ещё на многие века!»  
 
Третьяк Дарья, 6 «а» класс:
 
«Книга играет важную роль в жизни человека. Одни с её помощью открывают огромный мир и знакомятся с ним, другие изучают, как соз-давалась Вселенная, а третьи познают мудрости жизни, её тайны и учатся жить в этом мире. Книги помогают людям узнать нашу историю и оставить своё послание потомкам.
Многообразие литературных жанров позволяет каждому из нас выбрать что-то своё. Кто-то любит рассказы, кто-то – историчес-кие приключения, кто-то обожает поэзию, а кто-то жить не может без фантастики. Каждая книга имеет право на существование. Но есть среди них одна, которая известна абсолютно всем без исключения, это книга всех книг –  Библия.
Несомненно, книга занимает важное место в нашей жизни. И пусть сегодня многие выбирают электронные книги и общение в соц-сетях, но я уверена, что нет ничего приятнее, чем взять новенькую книгу в руки и предаться увлекательному чтению».  
 
Никашина Кристина, 7 «б» класс:
 
«Книги окружают нас с детства и  сопровождают всю жизнь. Они развивают у нас чувство красоты, расширяют наш кругозор, заставляют вместе с героями радоваться, огорчаться или переживать. Книги поднимают нам настроение, нередко спасают от одиночест-
ва, помогают найти выход из сложившейся ситуации. Считается, что люди, любящие читать, – счастливые люди…
У каждого человека есть свои любимые книги, которые он может читать бесконечное число раз с любой страницы. Это книги, к которым обращаешься, когда тебе грустно, трудно, когда тебе нужна помощь. Это книги, от чтения которых ты получаешь истинное удовольствие и наслаждение, это книги твоей жизни. В моей жизни такой книгой стала повесть А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», из которой не одно поколение людей будет черпать для себя мудрые советы. 
Помните: всё плохое уходит, а лучшие страницы книг остаются вечными…»
 
Гашина Елизавета, 8 класс:
 
«… Самыми читаемыми книгами для детей, сегодня, к сожалению, являются учебники, да и то не для всех. Многие ученики предпочитают книге просмотр фильма или прослушивание аудиокниги. Но они не понимают, как много теряют, лишая себя чтения бумажной книги, которая пахнет типографской крас-кой и шелестит страницами! 
Как здорово, когда ты берёшь в руки обычную книгу и погружаешься в её содержание! И вот уже ты не просто читатель, ты – режиссёр. Фантазия погружает в такую атмосферу, с которой не сравнится  ни один фильм, будь он хоть трижды хитом. И вот ты уже начинаешь симпатизировать герою или осуждать его, переживать вместе с ним или представлять себя на его месте. А когда заканчиваешь читать, ещё долго в голове перебираешь сюжет…
Книги помогают нам перенес-тись в разные уголки мира, в другие эпохи. Я очень люблю путешествовать, но у меня пока нет возможности побывать во многих интересующих меня странах, поэтому путешествую с книгой и узнаю много полезной и интересной информации об этих чудных местах, городах, мирах и т.д.
Я люблю читать книги, и хоть при нашей сегодняшней загруженности это делаю не так часто, как хотелось бы, но это всегда для меня величайшее событие!» 
 
Тимошенина Виктория, 11 класс:
 
«XXI век… Время, в которое встретить человека с планшетом или ноутбуком можно чаще, чем человека с книгой и даже газетой. Человек, читающий книгу, сегодня достоин того, чтобы его занесли в Красную книгу, как редкий, вымирающий вид. Так что же получается, что в скором времени бумажные книги можно будет увидеть только в музеях? Нет, этого случиться не должно, так как люди, отдающие предпочтение обычной  бумажной книге будут всегда…
А что же такое книга? А книга  – это одушевлённое существо, которое живёт в полном смысле слова. Она имеет форму, сердце и душу…
Книга – это учитель. Важнейшее предназначение книги –  сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Общение с книгой помогает человеку развиваться и совершенствоваться. 
Книга – это хороший психолог, а автор – его ассистент. Она заставляет плакать, радоваться, сочувствовать герою, ненавидеть его  и т.д. Долг автора –  вывернуть свою душу наизнанку, чтобы читающим было понятно, что он хотел сказать своим произведением. Всякий автор ведет немой диалог со своим читателем через книгу, предлагая ему самостоятельно делать выводы. 
Книга может стать человеку самым верным, преданным, настоящим и лучшим другом, порой заменив реальных людей. Многие всю жизнь ищут себе друзей с общими интересами, вкусами, мыслями, но иногда так и не находят. Выход из такой ситуации один: завести маленького карманного друга –  книгу, который  тебя никогда не предаст, всегда даст хороший совет, выслушает тебя и ничего не потребует взамен…
М. Горький писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет  разобраться  в  пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя…». 
 
Олеся КИРИЛЛОВА, 
учитель русского языка и 
литературы школы № 50