Печать
Категория: Культура
Просмотров: 2247

«В годы войны наш народ
защищал не только свою землю.
Он защищал мировую культуру.
Он защищал всё прекрасное,
что было создано искусством».
Татьяна Тэсс

«Давайте на минутку представим, что в вашем доме всё отключили: отопление, воду, канализацию. Кушать тоже нечего, – с такими словами к ребятам обратилась ведущая устного журнала Татьяна Васильевна Иванова. – А теперь умножьте это всё на девятьсот дней. Дней, когда длилась блокада города на Неве. Мы почти все знаем о бесстрашном подвиге ленинградцев, но сегодня поговорим о людях, которые своим творчеством вселяли уверенность в души и сердца простых соотечественников. Это артисты, композиторы, поэты, художники, не прекращающие свою деятельность под обстрелами и бомбёжками.
Довоенный Ленинград был одним из крупнейших центров культуры. Многие деятели искусства (музыканты, художники, писатели, поэты, артисты) были хорошо известны как в Советском Союзе, так и за его пределами. С началом войны многие из них ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла».

Совершали подвиги и писали

«Они были писателями и военными корреспондентами одновременно. Выезжали на передний край – к летчикам, морякам, в стрелковые части, на «Дорогу Жизни». Проводили там беседы, писали очерки о лучших снайперах, подводниках, разведчиках, шоферах и тут же передавали их в газеты и на радио. Большое внимание уделяли ленинградцам. Выезжали на заводы, выступали в печати, по радио, всякий раз находя искренние и действенные слова, вселявшие уверенность, помогавшие жить и бороться за победу. Писали стихи и прозу, пьесы и тексты листовок, подписи к плакатам.
В. Вишневский, О. Берггольц, Н. Тихонов, А. Прокофьев и другие стали выразителями и глашатаями патриотических чувств ленинградцев.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
Особое отношение было к стихам. Воины носили в карманах гимнастерок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали в тет-радки, учили наизусть, читали на концертах художественной самодеятельности. Песни на военные стихи пели и в землянках и в квартирах, просили исполнить по радио.

 

Хорошая песня – верный помощник бойца

В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Продолжали работать театры, библиотеки, городская филармония, музыкальные школы, ленинградское радио.
К сентябрю 1941 года чис-ло музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие – часто целые коллективы – эвакуировались. И все же в городе осталось немало известных музыкантов. У хорошего артиста всегда есть желание работать. Широкие возможности для этого давало участие в концертных бригадах, которые выступали в воинских частях, на призывных пунктах, всюду, где нужна музыка. Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 г. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль «Летучая мышь». Коллектив театра не был эвакуирован.
В театрах, в филармонии и консерватории шли концерты, постановки, на радио звучала музыка. Они позволяли жителям на несколько часов забыть об ужасах войны. Город продолжал жить и дышать… Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». Так написал замечательный поэт, автор многих всенародно любимых песен Василий Лебедев-Кумач.
В блокаду Ленинграда продолжали печатать музыкальные произведения. Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертах.
Евгений Винокуров в 1945 году написал стихотворение:

Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазил
Сквозь чёрные поля на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Добытые с тяжёлым потом строки
Я, как себя, от смерти не берёг.
Их ритм простой мне был напет метелью,
Задувшею костёр, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью
Одной огромной верой в теплоту.
Они бывали в деле и меж делом,
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом,
Решившим все невзгоды побороть».
Блокадный Ленинград спасла музыка

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: «Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!» – в городе, где люди каждый день гиб-ли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Она исполнялась впервые на этой сцене. На партитуре к своему произведению Шостакович написал: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию». Их было семьдесят девять музыкантов. Первая репетиция длилась всего двадцать минут. Многие музыканты были в состоянии дистрофии, не все могли подняться на второй этаж. Дирижёра привезли на санках. Но премьера состоялась. И зал был переполнен. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют».

Не помнили себя от радости

«Вот как вспоминает об этом небывалом для блокадного города событии ленинградка Н.И. Земцова: «Когда мы увидели афиши на улицах, что в филармонии будет концерт, мы не помнили себя от радости. Не могли себе представить, что у нас прозвучит «Седьмая симфония» Шостаковича. Трудно описать необыкновенную обстановку, счастливые лица людей, пришедших в филармонию, как на огромный праздник. Музыканты заняли свои места. Одеты они были кто в чём: многие в солдатских шинелях, в армейских сапогах, тужурках, гимнастёрках. И только один человек был в полной артистической форме – дирижер. Карл Ильич Элиасберг встал за дирижёрский пульт, как и положено, во фраке. Он взмахнул палочкой. И зазвучала несказанной красоты и величия музыка. Мы были потрясены. Наши чувства не передать. И весь концерт прошёл спокойно. Ни одной тревоги!».

Их оружие – карандаш

«В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.
Этюды художников, оказавшихся в блокадном Ленинграде, – В. Пакулина, Н. Рутковского, В. Раевской, Н. Тимкова, А. Мыльникова и др. – это бесценнейшие живописные исторические документы и по сей день. Они не только рисовали, но и участвовали в маскировке важнейших архитектурных памятников.
Большинство открыток, которые были выпущены в блокадном Ленинграде, выполнены по оригиналам произведений известных живописцев, графиков, а также молодых фронтовых художников. Тот же воен-
ный плакат, превратившись в открытку, приобрел новое качество – некий призывный рисунок, дополненный душевным словом, обращенным к конкретному адресату.
В строгом монументальном плакате В.А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами», (1941 г.), фон плаката (триумфальная арка и дым заводских труб) характеризует место действия – Ленинград. Образ воина, изображённый крупным планом, проникнут подлинной силой и непреклонной волей к победе».

rm 19 389

Боевые киносборники

«Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов. На первое место выдвинулась кинохроника, как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались «Боевые киносборники», составленные из короткометражных художественных фильмов».

Будем помнить

«Их было много, тех настоящих патриотов Родины, которые своим искусством приближали долгожданную победу и вселяли веру в души блокадников. Почтим их память минутой молчания под звуки метронома, – завершила свой рассказ Татьяна Васильевна. – К сожалению, дновцы пережившие блокаду не смогли прийти на нашу встречу в силу своего возраста и здоровья. Но мы всегда будем помнить об их мужестве и стойкости». А в заключении, ведущая обратилась к молодому поколению со словами: «Желаю, чтобы по вашим улицам не ступала вражеская нога, и про войну вы узнавали только из воспоминаний, и книг».

Нина АФАНАСЬЕВА
фото автора