Печать
Категория: Человек и закон
Просмотров: 1277

9 мая 2018 года мы отметим 73 годовщину Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Эта война затронула каждую семью, и ее ужасы испытали на себе не только взрослые, но и дети. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома, в гостях у бабушки или в загородном лагере. Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года – и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль.
Многие уже ушли из жизни, но память о них навсегда останется в наших сердцах. А ведь в те годы они были детьми. Мы не имеем права забывать о том, через какие испытания им пришлось пройти в своей жизни. По прошествии стольких лет после победы, увидев на улице старика, трудно представить, что 60-70 лет назад это был молодой парень или девушка со своими мечтами, фантазиями, планами на будущую жизнь, которые жесткой рукой скорректировала война. Многих подкосили болезни, да и годы берут свое, но они могут рассказать о тех днях, которые нельзя забывать нам, нынешнему поколению, наследникам Великой Победы.
Наша сегодняшняя героиня, Валентина Николаевна Балабина, встретила войну будучи пятилетним ребенком. Она родилась в Ленинграде в 1936 году. Кроме нее в семье был еще один ребенок, мальчик. Ему был год, когда война началась. Он умер. Матери нечем было его кормить. «Помню, как он, лежа в кроватке, плакал, а я палец ему свой в ротик засуну, ну нечего мне ему было дать, а он хотел кушать. И плакал… Плакал…», – вспоминает Валентина Николаевна.
В Ленинграде семья Валентины жила на петроградской стороне. В старом доме. В кладовке. «Потом управдом переселил нас в освободившуюся комнату, после начала бомбежки многие жители уехали. С каждым днем становилось все хуже и хуже. Мать совсем слегла. Отец был далеко, он служил в Кронштадте на корабле. Помню, как он раз в неделю прибегал к нам с тарелкой еды, которую собирал из остатков со столов на работе, чтобы нам было что покушать, – рассказывает Валентина Николаевна. – Воды тоже не было. Топили снег, и то, если он был чистым. Да и растопить его было проблемой, всё было сожжено: и стулья, и табуреты, и комоды. Война-то была не одним днём».
В Ленинграде Валентина успела походить в первый, второй и половину третьего класса. Её мать умерла в 1946 году, ей было всего 29 лет. Маленькую Валентину выгнали из дома, а в детдом брать отказались, причины она и сама не знает. Ей пришлось приехать в Дно. Здесь жили сестры отца, её тетки. Одна из них и приняла Валентину. Она сразу пошла в школу, в четвертый класс. Школа еще была тогда старая деревянная на ул. Космонавтов. А потом ученики помогали строить новую школу, ныне МОУ «СОШ №1» на ул. Бисениек (в то время ул. 3-го Июля). На зимних каникулах ребята сами носили на второй этаж блоки. На одного ученика приходилось 20 блоков.
Замуж Валентина вышла за своего соседа. Жить молодой семье было негде. Родился первый ребенок. «Пришли к нам соседи и сказали, что много семей уезжает на Донбасс. А нам собраться – только застегнуться. И мы поехали. Сережке, младшему сыну, было тогда два года. Виктор устроился работать на шахту. Пошел как-то раз на работу в пять утра, вернулся через час и рассказал, что его коллеги стали по одному спускаться в шахту, и не поднимались обратно. Отравились газом. Виктор решил на эту работу не возвращаться и пошел за документами на увольнение. Приходит домой и говорит: «Встретил я мужчину, солидного, при шляпе, и он мне рассказал, что сейчас организуется переселение жителей Украины в Казахстан и предложил мне туда по-ехать». Ну а что делать? Что в Дно нас никто не ждет, что в Казахстане. И мы поехали», – вспоминает Валентина Николаевна.
Всех приехавших распределили по местам. Виктору сразу предложили работу в свинарнике. Он согласился. За те пять лет, что он там проработал, ему удалось здорово поднять хозяйство. И очень не хотели их отпускать обратно, но Балабины остались непреклонны и уехали обратно в Дно, аргументировав это тем, что там, где они жили последние пять лет (в Казахстане) не было ни больницы, ни школы.
В Дно родился их второй сын – Саша, а затем и третий – Ваня. Здесь Валентина до самой пенсии работала на железной дороге стрелочницей, готовила маршруты для поез-дов. «Это сейчас всё на компьютере делается, а раньше всё вручную. И поездов в то время было намного больше, чем сейчас. В мою смену бывало, проходило 28 составов на прием и 30 на отправление», – рассказывает Валентина. Её муж работал водителем. Его ценило руководство и за хорошую работу построило семье Балабиных дом на Паклинском хуторе. Правда радость семьи была недолгой – дом сгорел. Затем им пришлось переехать в дом, который они построили сами, как только вернулись из Казахстана. Семья держала большое хозяйство: корову, овец, кур. «Виктор всё делал сам, своими руками. Я всегда удивлялась, сколько он всего умеет. У него были золотые руки», – с теп-лом вспоминает мужа Валентина Николаевна. Он умер в 68 лет…
Сейчас семья у Валентины очень большая. Дети приезжают с внуками. Женщина очень радуется, когда у нее дома собирается вся семья. Еще у нее есть один верный друг – пёс по кличке Шарик. Он ни на шаг не отходит от хозяйки и даже спит у ее кровати. Сторожит, наверное. Весь день у Валентины Николаевны работает радио, поэтому она в курсе всех новостей, которые происходят в мире.
О войне больно слушать, но ещё больнее, вспоминая, заново переживать её. Сколько же выпало нашим любимым дедушкам, нашим добрым бабушкам, лишенным самого святого – детства, юности, молодости. С каждым годом ветеранов все меньше, оттого ценнее их воспоминания. И пусть немного они уже могут рассказать, но именно так, из таких отдельных историй и складывается общая картина войны…
В канун великого праздника Дня Победы мы присоединяемся ко всем поздравлениям, звучащим в адрес ветеранов и желаем им здоровья, хорошего настроения, и чтобы у каждого из них каждый день находился повод для радости! Спасибо за Победу, дорогие наши ветераны!


Марина ИВАНОВА,
фото из личного архива
семьи Балабиных