Печать
Категория: Человек и закон
Просмотров: 1345

Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена ст. 14 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которой, в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
Статья 19.28 КоАП РФ предусмат-ривает ответственность юридического лица за незаконное вознаграждение, совершенное от его имени. С объективной стороны отмеченное правонарушение может выражаться в незаконных передаче, предложении или обещании от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказании ему услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным
должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Санкция, к примеру, части 1 данной статьи предусматривает штраф на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В случае если административное правонарушение совершено в крупном размере (превышающем один миллион рублей), штраф накладывается на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
При совершении правонарушения в особо крупном размере (превышающем двадцать миллионов рублей) штраф накладывается в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Следует иметь в виду, что для квалификации действий юридического лица по данной статье совсем не обязательно, чтобы предложение или обещание денежных средств, имущества и услуг исходили от его руководства организации. Указанные действия, но от имени или в интересах юридического лица, могут быть совершены и иными субъектами (начальником отдела, менеджером, заместителем директора, консультантом и т.п.), а также лицами, не состоящими в штате организации (учредителем, лицом, являющимся фактическим владельцем юридического лица, и др.).
Обращает на себя Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу организации, указал, что если водитель пытался дать взятку сотруднику ГИБДД в связи с нарушениями правил перевозки груза, то инцидент можно расценить как незаконное вознаграждение от имени организации – работодателя водителя (ст. 19.28 КоАП РФ).
Так, водитель пытался дать взятку инспектору ДПС за несоставление протоколов по административным правонарушениям, выявленным при перевозке опасных грузов: автомобиль не был оснащен тахографом и мигающими оранжевыми фонарями (ч. 1 ст. 11.23 и ч. 2 ст.12.21.2 КоАП РФ) (постановление ВС РФ от 4 октября 2017 г. № 29-АД17-5).
Несмотря на то, что инспектор ДПС разъяснил шоферу противоправность его предложения, тот настаивал на своем и положил пачку денег на приборную панель полицейской машины. Сотрудник ДПС денег не взял и сообщил о данном факте своему непосредственному руководству.
В отношении шофера возбудили уголовное дело по ст. 291 УК РФ (дача взятки).
Однако, учитывая, что груз принадлежал организации, перевозился по ее заданию, а за нарушения правил его перевозки "привлечь" могли и ее саму, и ее должностных лиц, – прокурор посчитал, что водитель пытался подкупить инспектора ДПС не "для себя", а в интересах своего работодателя. Поэтому прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ, в отношении организации-работодателя, а мировой судья признал ее виновной и назначил штраф в 1 млн рублей. Решение мирового судьи признано законным во всех судебных инстанциях.


Прокурор района,
старший советник юстиции О.В. БУДАРИНА