К сожалению, очень часто в нашей жизни мы сталкиваемся с хамством. Магазины, другие общественные места – то тут, то там можно встретиться, мягко говоря, с недобрым к себе отношением. Что ж, жизнь тяжёлая, у всех полно забот-проблем, вот и срываемся друг на друге, иногда даже не желая этого. Как научиться сдерживаться и хотя бы внешне проявлять уважение к окружающим тебя людям? Об этом рассуждает Елена ИВАНОВА.
Недавно я в одном дновском супермаркете наблюдала такую картину. Бабуля-божий одуванчик кефир покупала. На кассе сидела какая-то злая продавщица, хмурая и неприветливая. Она кефир бабушке пробила и недовольно хмыкнула:
– Это всё?!
– Не слышу, – отвечает бабуля, – что говоришь?
– Только кефир покупаете?
– Скажи громче, не слышу, дочь…
– Да ёлки-палки, глухая тетеря, иди уже отсюда!!! – что есть мочи закричала раздосадованная продавщица.
У бабульки руки затряслись, кефир в авоську свою положила, засеменила к выходу. А продавщица ещё долго бубнила что-то себе под нос.
Мне, конечно, бабушку жалко стало. Но я на продавщицу эту посмотрела и ничего ей не сказала. Не захотелось впустую ругаться с ней, ведь вижу, что бесполезно.
И таких примеров могу привести сколько угодно. То нас оскорбят, нахамят, то мы сами ответим хамством на хамство. Однажды при мне, опять же в магазине, один покупатель так на продавщицу ругался – аж стены тряслись. Она ему сдачу неправильно сдала – на пятьдесят рублей меньше. Мужчина её уличил и давай говорить всё, что думает, причём нецензурно в том числе. Продавщица красная сидит, извиняться пытается, в очереди люди всё это наблюдают – в общем, жуткая картина.
Психологи советуют всегда уходить от конфликта, тем более с незнакомыми людьми, с которыми вы сталкиваетесь, например, в магазине – зачем вам тратить на них свою энергию?
Юристы же советуют, если вам нахамили в магазине, не грубить в ответ, а действовать цивилизованно. Просто попросите книгу жалоб и изложите ситуацию в ней, а потом обратитесь к руководству с просьбой призвать хама к ответственности, а лучше сделайте это письменно.
Кто тут прав, кто виноват? Понять можно и нас, покупателей, мы же клиенты, а значит, по закону рынка, всегда правы, мы деньги платим за товары-услуги, можно с нами и повежливее быть, какими бы мы вредными ни были.
Но иногда эта вредность доходит до крайности. И тут уже и продавцов, и тех, кто какие-то услуги нам предоставляет, понять можно. Не всегда есть силы вытерпеть, когда тебе хамят и указывают твоё место, мол, сиди и обслуживай, не возникай.
Что же делать-то? Ну надо, надо как-то учиться жить без хамства. Ну сложно, да. Ну тяжело нам всем, но человеческое-то в нас должно побеждать. Друг друга обижая, мы делаем мир ещё злее. Давайте не будем!
А у вас есть свои способы борьбы с хамством в общественных местах?
Поделитесь ими в нашей группе ВКонтакте
vk.com/gazetadnovets.