Памятник генералу Отечественной войны 1812 года в деревне Костыжицы Дновского района появился в 1989 году. Его автором стал на тот момент главный художник Пскова Геннадий Николаевич Дирко. Спустя 30 лет он снова вернулся на Родину прославленного воина.
Генерала в профиль не узнать
В июле мне позвонил сын и рассказал, что увидел в Интернете памятник Бороздину. Он, конечно, огорчился состоянием памятника и предложил мне съез-дить на место, – вспоминает Геннадий Николаевич, – а я, безусловно, согласился.
Картина, которая предстала перед Геннадием Николаевичем в Костыжицах, его сильно огорчила.
– Во-первых, сам памятник в крайне ветхом состоянии, – отмечает автор. – Видно, что кто-то много лет назад в нарушении всех норм и правил штукатурил основу памятника. Этого делать было нельзя. Ведь при его создании использовалась бетонная набивка, то есть была сделана имитация гранита. Видно, что все барельефы и сам профиль Бороздина много раз красили серебрянкой, что тоже крайне нежелательно. Профиль генерала сейчас просто не узнать.
Геннадий Николаевич по сей день хорошо помнит, как 30 лет назад в своей мастерской, как он сам говорит, в «совершенно дикое время», отливал из бронзы барельефы. Применял давно известную технологию с использованием металлических опилок и цемента. Отлить формы из бронзы в то время было почти невозможно.
Все эскизы, сделанные руками Геннадия Николаевича, по сей день бережно хранятся в его мастерской. Именно по ним в своё время были вылеплены фрагменты памятника из пластилина, и только потом они достигли своего реального воплощения.
– Я хорошо помню свой первый приезд к вам в Дновский район, – говорит Геннадий Николаевич. – Произошло это по личному приглашению Виктора Ивановича Петропавловского. Была глубокая осень и жуткая грязища. Мы осмотрели место, и я приступил к работе. Весь образ памятника – полностью моя идея. Изначально на нём было множество геральдических знаков, которые использовались в классицизме. Ведь Бороздин был человеком именно той эпохи. По периметру памятника были установлены четыре фонаря.
Что мы знаем о Бороздине?
Прежде всего, что это наш земляк, генерал войны 1812 года. Портрет Николая Михайловича Бороздина находится в первом ряду Военной галереи Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. Фигура Николая Михайловича в зелёном мундире и с белым плюмажем во главе русской кавалерии представлена в Москве на диораме Ф.А. Рубо «Бородинское сражение».
Бороздин был большим патриотом и отважным воином. В составе 1-й армии и в Бородинском сражении он многократно ходил в атаку на французскую кавалерию. За Бородино Бороздин был награждён орденом Святого Георгия 3 класса.
Николай Михайлович Бороздин командовал ещё летучим отрядом, поддерживавшим связь между главными силами (Кутузов) и авангардом (Милорадович). С этим отрядом Бороздин гнал французов от Красного до Березины.
В 1814 году он участвовал в Осаде Меца, после чего на глазах императора Александра в сражении при Фер-Шампенуазе несколько раз атаковал французские колонны и вынудил их сложить оружие. По возвращении в Россию был назначен в 1816 году командующим IV резервным кавалерийским корпусом, в 1820 году – генерал-адъютантом и в 1826 году был произведён в генералы от кавалерии.
Николай Бороздин был настоящим героем своего времени. Музыкант, прекрасный наездник и танцор, он был очень ловким в фехтовании и танцах. Бороздин пьянил головы прекрасных дам и сохранил видную внешность до самой старости.
Умер Николай Бороздин 14 ноября 1830 года и был похоронен в склепе под церковью на погосте в своём имении, в селе Костыжицы Порховского уезда (ныне Дновского района) Псковской губернии.
Причуды судьбы
Прямой и очень вспыльчивый Бороздин имел весёлый нрав и доброе сердце. Может быть, именно поэтому в его жизни происходили самые разные казусы.
Например, При Павле I он был посажен на 6 недель в крепость, официально – «за хвастовство», за то, что хвалился, что будет флигель-адъютантом, а, как говорили, на самом деле будто бы потому, что имел несчастье понравиться княгине А. П. Гагариной. Имея хорошие средства, он всегда вёл роскошную жизнь. Прямой и крайне вспыльчивый, он был очень взыскателен по службе, а вот в семейной жизни оказался несчастлив.
В 1804 году Николай Михайлович женился на Елизавете Александровне Жеребцовой, племяннице фаворитов Екатерины II Зубовых. Их брак закончился скандалом, который наделал много шума в петербургском обществе.
В 1820 году Елизавета Александровна завязала роман с военнопленным французским генералом Пире и забеременела от него. Вернувшись неожиданно в Петербург из Воронежа, где стоял его корпус, Бороздин узнал о позоре и немедленно подал прошение Александру I о разводе с женой. Но Император уговорил его дать своё имя ребёнку и отправить жену вместе с новорождённым за границу. Бороздин отписал жене все имения при условии, что она никогда больше не вернётся в Россию. Елизавета Александровна вместе с сыном Владимиром уехала в Париж, где её ждал генерал Пире. Скончалась она тоже в Париже, была похоронена на кладбище Монмартр, позже её прах был перевезен в Россию и перезахоронен в имении Бороздиных Порховского уезда (Костыжицы).
Под конец жизни Бороздин остался без средств с пятерыми детьми на руках в возрасте от 4 до 15 лет. Последние годы он жил в имении своей старшей дочери Елизаветы. В 1830 году приехал в Петербург на выпуск из Екатерининского института двух младших дочерей, тяжело заболел и 14 ноября 1830 года скончался. Император через Бенкендорфа передал умирающему, чтобы тот был спокойным за малолетних сироток и что он сам будет «их отцом». Николай I сдержал своё слово.
«Именно в Пскове я начал осознавать, что же такое искусство»
Родился Геннадий Дирко в Белоруссии, учился в Санкт-Петербурге, а всю свою сознательную творческую жизнь прожил в Пскове.
– Приехал я сюда по распределению, – рассказывает Геннадий Николаевич. – Пришёл на работу в управление архитектуры, тогда Виктор Фёдорович Подгорный был главным архитектором города. Помню, накануне у меня была какая-то очень успешная халтура, а в результате – просто море денег. Честно сказать, я в тот момент был счастлив. К тому же в Пскове в тот год была красивейшая золотая осень.
Так Геннадий Дирко влюбился в Псков. Как он теперь сам признаётся, академические знания он получил в Санкт-Петербурге, а философские ему дали именно псковичи.
Смирнов, Семёнов, Скобельцын, Елизаров, Курбатов и Постников, – этих людей Дирко считает своими друзьями и наставниками.
– Помню, как мы спорили, рисовали и постоянно обсуждали, что же такое искусство. У нас была отличная команда единомышленников, – с гордостью рассказывает Геннадий Николаевич. – У меня были просто великие друзья, общение с которыми строилось исключительно на высоком уровне.
Прошло какое-то время, и Геннадий Дирко вдохновился новым видом творчества – изучил технику фресковой живописи. В то время в Советском Союзе Дирко был единственным мастером, владеющим фресковой живописью. Сегодня его фрески можно встретить в Пскове, 26-й школе, базе отдыха в Кривске, псковской областной больнице, музыкальном училище.
В каждой его работе – глубина мысли и чувств
До 20 ноября в Пскове будет работать персональная выставка живописи и монументального искусства Геннадия Дирко.
Здесь и образы античной Греции, и крушение Помпеи, и морские пейзажи на фоне Эгейского моря, и, конечно, щемящая душу псковская деревня.
– Вот моя картошка, – показывает автор на одну из своих работ, – а это уже зимний псковский пейзаж. Из той же серии – недавно написанная картина с покосившемся деревенским забором. В ней – и боль утраты, и безысходность.
– Меня всегда посещает тоска, как приезжаю в родную деревню, – признаётся мастер. – В глубинке мир вообще видится иначе. Здесь слышно, как падают листья, как идёт время.
Оказывается, Геннадий Николаевич – из старинного белорусского дворянского рода Грицкевичей. Это от предков у него такой добрый нрав и чуткое сердце. Оно не может быть равнодушным ни к чему происходящему. Внешний облик старинного Пскова, будущее псковской провинции, судьба памятника на границе Дновского района – всё беспокоит мастера, всё заставляет думать и действовать.
Сейчас Геннадий Николаевич планирует поездку в Санкт-Петербург. Чтобы зайти в Эрмитаж, побольше получить информации о генерале Бороздине, с которым через века свела мастера судьба, пообщаться со знакомыми скульп-торами и найти наиболее подходящее решение по реставрации памятника генералу от кавалерии.
Первоначально на металлических столбах, что обрамляют в Костыжицах памятник Бороздину, мастером Дирко была изображена медуза Горгона и победивший её Персей. Это как символ победы добра над злом.
Хочется верить, что время и обстоятельства будут благосклонны ко всем нам. И долг сегодняшнего поколения дновцев – восстановить памятник славному полководцу – удастся исполнить.
Прямая речь
Диана Деева, председатель Общественного совета при администрации Дновского района, директор АНО «Малая Родина»:
– Отечественная война 1812 года оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Огромное количество защитников России встало на защиту её рубежей. Время сохранило для нас имена доблестных воинов, уроженцев Порховского уезда (Дновский район в начале XIX века входил в состав Порховского уезда). Наша задача – их сохранить и донести достоверную информацию потомкам.
Так случилось, что на территории Порховского уезда в его прежних границах нет ни одного памятника героям войны с Наполеоном, кроме памятника нашему славному земляку, генералу Николаю Бороздину. Я считаю, что наша задача – не просто восстановить этот памятник, а сделать его ключевой точкой экскурсионного маршрута.
Сегодня хочу обратиться ко всем дновцам. Давайте объединим усилия и сделаем всё возможное, чтобы на нашей дновской земле была сохранена память о легендарном воине – генерале Бороздине.
Некоммерческая организация «Малая Родина», директором которой я являюсь, сегодня готова выступить с двумя инициативами:
• Мы приступили к разработке сувенирной продукции с символикой нашего города и района. Предлагаем все средства, вырученные от продажи таких сувениров, отправить на реконструкцию памятника Бороздину. Сувениры можно приобрести в музейно-выставочном центре г. Дно (здание автостанции) или позвонив мне лично по телефону 8-953-234-66-33.
• Кроме того, мы предлагаем организовать сбор средств. Вот реквизиты для тех, кто готов жертвовать на памятник Н.М. Бороздину.
РЕКВИЗИТЫ: АНО социально-культурного развития населения «Малая Родина».
Внимание! Обязательно необходимо указывать назначение платежа: «Пожертвование на реконструкцию памятника Н.М. Бороздина в д. Костыжицы».
Банк получателя:
Полное наименование: Псковский региональный филиал Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк»
Cокращённое наименование: Псковский РФ АО "Россельхозбанк"
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1027700342890
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 7725114488
Банковский идентификационный код (БИК): 045805772
Получатель: АНО социально-культурного развития населения "Малая Родина» , ИНН 6005003817
Местонахождение (почтовый адрес) Банка: улица Космонавтов, дом 26А, г. Дно, Псковская область, Российская Федерация, 182670
Платёжные реквизиты: Корреспондентский счёт 30101810900000000772 в Отделении Псков г. Псков,
БИК 045805772, ИНН/КПП 7725114488/602743001, ОКОНХ 96120
Для зачисления
расчетный счёт 40703810568040000002
Степан ЗАХАРОВ,
фото из архива Геннадия ДИРКО