С 17 по 20 апреля в сервисном локомотивном депо Дно-Псковское ООО «ТМХ-Сервис» в рамках акции «Неделя без турникетов» для студентов железнодорожного техникума провели экскурсию по музею и цехам депо
Инженер Диана Деева на это время стала для студентов экскурсоводом. Свой рассказ она начала с вопроса к ребятам: «Кто из вас знает, откуда появилось название нашего города Дно?». Дети вспомнили про деревню Донце, но Диана Александровна поправила их и напомнила, что название города Дно появилось благодаря его географическому расположению. «Наш город находится в самой низкой точке Шелонской низменности. Откуда наши предки об этом знали – история умалчивает. Об этом стало доподлинно известно при строительстве железной дороги, когда при укладке железнодорожных путей рабочие стали замерять и выравнивать (где-то насыпать, где-то выкапывать) землю. Первое упоминание о деревнях Дно Большое и Донце Меньшое появилось в писцовых книгах начала XV века. С середины XVI века деревня Донце Меньшое уже нигде не упоминается, существуют две версии – или она запустела после эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1550 году, или соединилась с Дно Большим. Разделялось село Дно рекой Суковка на две части. Первая называлась Вознесенским краем (нынешняя ул. Социалистическая), а вторая часть – Ильинским (современная ул. Красина)», рассказала Диана Александровна студентам.
Строительство железной дороги
Задолго до отмены крепостного права Дно, прилегающие поля, луга, леса – все было собственностью богатого помещика в генеральском чине Петра Адамовича Ноинского. Ему же принадлежали поместья в деревнях Заклинье и Мартыниха. Первоначально железную дорогу планировали проложить через город Порхов. В то время Порховский уезд жил более богато, там был не один помещик, но они пожалели свои земли и запросили за них огромную цену. А Петр Адамович понял, что в нашей болотистой местности ему будет проще вывезти лес, продать продукты, если в Дно будет построена железная дорога. Он продает малопригодные в хозяйстве земли, по которым пролегала трасса, железнодорожной компании и в Дно начинает строиться станция.
Работы по строительству железной дороги велись очень быстро, потому что станции в других городах были уже построены, но расстояние между ними было очень большое, паровозам не хватало воды и угля для преодоления такого расстояния. На строительство железной дороги, тяговой территории, жилых и служебных помещений, а также паровозного депо помимо специалистов и кадровых рабочих привлекали и местных крестьян. Они-то на своих лошадях и привозили за десятки километров различные строительные материалы, рельсы. В лесу, который расположен с левой стороны по дороге в деревню Гривки, чернорабочие заготавливали шпалы и подвозили их к насыпям будущего железнодорожного полотна. Впрочем, и строительной техники как таковой тоже не было. Все делалось вручную. Орудиями труда служили кирка, лопата, лом, тачка, да крестьянская лошадь, запряженная в скрипучую телегу, которую в народе называли «бедой».
Фрагмент макета станции Дно 1900 г.
Первые машинисты, помощники машинистов, слесари, токари и другие специалисты депо были прикомандированы из Рыбинска, Бологое, Медведево и даже из столичного Санкт-Петербурга. Специально для них построили первый поселок для железнодорожников рядом с паровозным депо (ныне улица Невская), который состоял из восьми деревянных домов, железнодорожной больницы, школы. Для снабжения рабочих и членов их семей продуктами питания здесь же был построен магазин «Каменная лавка». Но рабочие не укладывались в сроки строительства (не хватало рабочих рук), и были приглашены строители из Одессы. Они расположились на нынешней улице Бульвар, которая была названа ими в честь главной улицы Одессы. Многие прикомандированные высококвалифицированные рабочие оставались здесь работать постоянно. Строительство паровозного депо (на 12 стойл для промывочного ремонта паровозов и вагонов и 2 стойла для подъемочного ремонта паровозов) на станции Дно было начато в 1895 году. Коренное паровозное депо станции Дно было построено и принято в эксплуатацию 28 ноября 1897 года и приписано к Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге. Оно так и называлось «Коренное паровозное депо ст. Дно».
В музее сохранилась фотография 1908 года, на которой запечатлены железнодорожники на фоне здания депо тех лет. На ней видно, с какими архитектурными изысками оно было построено. Но сначала в депо не было окон и дверей, это было насквозь продуваемое сырое помещение, люди работали в ужасных условиях, а жили они в дощатых бараках. Рабочий в то время получал заработную плату 50 копеек, а квалифицированный слесарь, который работал по 14 часов в день, получал 98 копеек. На эти деньги можно было купить только хлеб, крупу и самое необходимое.
Депо в годы революции
В начале XX века в Дно организовывается серьезная революционная деятельность. 28 февраля 1917 года начальник станции Иван Иванович Зубрилин получает телеграмму, в которой говорится о необходимости любой ценой остановить царский поезд. Получив фиктивную поездную путевку о разрешении занятия перегона Дно-Полонка навстречу царскому литерному поезду с целью организовать крушение в 13 часов из депо вывел свой паровоз машинист Алексей Суворов. С этой бригадой выехали заместитель начальника депо инженер Н.Ф. Шуровский и главный кондуктор, а к паровозу прицепили балластную вертушку. Стрелочник входных стрелок станции Полонка заметил приближающийся поезд, самовольно «расшил» стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду. Стрелочник знал только одно: что поезд обычный пассажирский, светский, а кто в нем ехал, естественно, знать не мог. Он выполнял свои обязанности, находясь под страхом личной ответственности, под страхом быть судимым... Паровоз с балластной вертушкой влетел в тупик и остановился. Паровозной бригады и заместителя начальника депо на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка, покинули паровоз... 1 марта в 15.30 царский поезд прибывает в Дно, а в 19.30 его удается отправить в Псков, где Николай II и отрекся от престола. 17 июля 1918 года он был расстрелян вместе с семьей.
Наш «Вихрь»
В годы гражданской войны и иностранной интервенции коллектив депо принимает самое активное участие в борьбе со всеми врагами нашей Родины. В сентябре 1919 года рабочие депо своими силами изготовили первый бронепоезд, которому были присвоены № 213 и название «Вихрь». Этот бронепоезд участвовал в разгроме немцев под Псковом. Всего было построено два таких поезда и одна бронелетучка. Под эту бронелетучку был приспособлен обыкновенный товарный вагон. Его обшили рельсовыми прокладками и листами железа, в которые установили амбразуру для пулеметов. Иностранная военная интервенция и гражданская война наносили огромный ущерб народному хозяйству и железнодорожному транспорту. На территории депо скопилось целое «кладбище» неисправных паровозов. 25 июня 1919 года в коллективе состоялся первый коммунистический субботник, в ходе которого сверхурочно были отремонтированы пять паровозов.
Детский дом на колесах
В эти трудные годы в городе Дно было много детей сирот, матерей-одиночек, мужья которых погибли на фронтах. Заботу о детях взял на себя поселковый Совет. Он выделил для детского учреждения лучший дом в самом центре, который раньше принадлежал купцу Насонкину. В 1920 году с целью полной ликвидации беспризорности поселковый Совет принял постановление о конфискации поместья Ноинского, где и организовали первый детский дом. Это было самое удобное и благоустроенное место в городе – прекрасный двухэтажный особняк. И все-таки еще немало детей-сирот нуждалось в помощи. Было принято решение переоборудовать списанный пульмановский вагон под временное жилье. Его оборудовали двойными нарами, изготовили столики, табуреты, поставили печное отопление, приобрели керосиновые лампы. Первый детский дом «на колесах» поставили в железнодорожный тупик у паровозного депо. В конце 1928 года детский дом был переведен в деревню Нестрино, а затем – в Порхов.
Великий пожар
В ночь на 3 октября 1922 года на долю дновцев пришла еще одна беда – великий пожар. Загорелся дом купца-непмана Кляра, огонь распространялся молниеносно. Горели целые улицы деревянных домов, ни к чему нельзя было подступиться. Сторона города, которая в то время называлась одесской, была сожжена пожаром. Люди остались без крова… Станция запросила помощи, и тогда начальник Северо-Западной железной дороги Степан Терентьевич Ковылкин приехал в Дно. Он лично занимался вопросами строительства жилых объектов в новом поселке для железнодорожников, участвовал в проектировании домов, искал и находил все необходимые материалы и рабочую силу. В результате за короткий срок (чуть больше года) поселок был построен. В знак благодарности и признательности местный Совет принял решение об установке памятной арки (напротив железнодорожной пожарной части). Поселку присвоили имя Степана Терентьевича Ковылкина. Диана Александровна показала ребятам фотографию 1923 года, на которой запечатлен Степан Терентьевич со строителями на фоне построенного дома (нынешняя улица Дзержинского). На сегодняшний день уцелело три таких дома.
Человек труда
В 1935 году наше депо получает самые современные и мощные паровозы той поры. Коллектив цеха ремонта уже через год освоил подъемочный ремонт паровозов серий ФД и ИС. Паровозные бригады одними из первых стали инициаторами вождения тяжеловесных составов, повышения технической скорости. За минувшие десятилетия неузнаваемо изменился облик депо, выросла и окрепла его материальная база. После реконструкции депо на смену пришли мощные грузовые тепловозы серий ТЭП 60 и ТЭ 3. Освоен ремонт локомотивов марки 2М-62. Изменились не только оснащение, масштабы ремонта и эксплуатации локомотивов, объемы и темпы перевозок. Главное – изменился сам характер производства и его ведущая сила – человек труда.
Первая бомба
Мирный труд дновцев был нарушен вероломным нападением фашистской Германии. Наряду с перевозками грузов для фронта и тыла нужно было в сжатые сроки произвести демонтаж оборудования, вывезти подвижной состав и другую технику. За 27 дней с начала войны коллектив депо совместно с работниками всего железнодорожного узла проделали колоссальную работу. Вывезены десятки эшелонов семей железнодорожников и городского населения, их имущество. На Северо-Восток страны эвакуировано более ста паровозов, большое количество подвижного состава, десятки ценных станков.
9 июля 1941 года на мирных жителей, стоявших в очереди у магазина «Каменная лавка» – женщин, детей, стариков – фашистами была сброшена первая бомба. Взрывной волной была разрушена стена механического цеха и сорвана крыша. Потом, в 1944 году, немцы, уходя, взорвали все остальное. Нынешнее здание депо было построено уже после войны.
Борьба в подполье
В Дно было организовано подполье, в состав которого входили коммунисты и комсомольцы. Они боролись против диверсионных групп противника, уничтожали вражеских лазутчиков, охраняли объекты, имевшие важное оборонное и хозяйственное значение. А самым важным объектом в Дно был железнодорожный узел. В планах немецко-фашистского командования ему отводилось одно из первостепенных мест. Диана Александровна показала ребятам макет блиндажа, в котором жили подпольщики: «Он представлял собой яму, вырытую на двухметровую глубину, а по своей конструкции напоминал сруб. В таких землянках нельзя было топить печь, т.к. это снизило бы защитные свойства сооружения и способствовало его демаскированию», – пояснила она.
Макет блиндажа
Когда фашисты взяли город, железнодорожники остались заложниками, поэтому фашисты принудили многих работать в депо. Одним из таких был главный инженер депо Иван Васильевич Филюхин. С ним не здоровались, его презирали местные жители, считая предателем, а на самом деле Иван Васильевич, имея доступ к паровозам, организовывал диверсии. Он камуфлировал взрывчатку под кусочки угля, а ночью закапывал ее в топке паровоза на такую глубину, чтобы она взрывалась на расстоянии примерно 5-10 километров от города Дно. Благодаря этому немцам сложнее было починить пути и поднять паровоз. Этот факт стал известен только после войны. Ему не дали звание Героя Советского Союза только потому, что немцы, уходя, отправили его в концлагерь. Позже Иван Васильевич вернулся на Родину.
Свой рассказ экскурсовод продолжила возле фотографии Анастасии Бисениек и ее сыновей. «Анастасия Александровна была отважной женщиной. Она являлась связующим звеном между партизанами и Иваном Филюхиным. Будучи дочерью сапожника, Анастасия Феногенова (Бисениек) носила в корзине заказы отца и таким образом передавала взрывчатку, но ее выследили гестаповцы. Шесть долгих месяцев они пытались добиться от нее нужных сведений, однако мужественная подпольщица выдержала все побои и пытки. Во время расстрела у самой могильной ямы ее хотели поставить на колени, но она приняла смерть стоя. Было это в Заполянском лагере смерти, в нескольких километрах от г. Порхов. В 1965 году Анастасия Александровна была удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно)».
Студенты рассматривают фотографии послевоенного города
Диана Деева показала ребятам стенд, на котором изображены дновцы – Герои Советского Союза и рассказала про одного из них: «Алексей Касьянович Антоненко – советский летчик-истребитель. Его еще маленьким подбросили в дновский детский дом. Окончил он 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и стал работать слесарем в депо. В 1932 году окончил Ейскую военную школу морских лётчиков. За 34 дня войны капитан Алексей Касьянович выполнил около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 6 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1941 года он удостоен звания Героя Советского Союза».
Братская могила на кладбище
«Знаете ли вы сколько человек похоронено в братской могиле на городском кладбище, там, где установлен мемориал воинам-освободителям?» – спросила Диана Александровна своих слушателей, но ответа не последовало. «23 тысячи…» – сказала она и продолжила свой рассказ. «От музыкальной школы до пожарной части стояли казармы артиллерийского дивизиона, когда пришли фашисты, многие не сумели уйти. С начала 1942 года морозы достигали 45 градусов, люди в неотапливаемых бараках казарм начинали замерзать заживо. Этих замерзших людей грузили на подводы, везли в «Дновский массив» и складывали в кучу, высота которой достигала пяти метров. А когда их перевозили, по воспоминаниям дновцев, из подвод тянулись руки, они были еще живы… Когда пришла весна, немцы облили эту кучу маслом и подожгли. В городе целую неделю стоял отвратительный смрад. Потом, останки этих тел там же были закопаны…».
Гривочки
«Но это не единственное массовое захоронение людей в нашем районе. В местечке Колотушино с первых дней оккупации немецко-фашистские захватчики организовали лагерь военнопленных. Рядом располагался аэродром «Гривочки» – это был стратегически важный объект. С первых дней размещения для заключенных был установлен специальный режим, рассчитанный на умерщвление изнурением, голодом и болезнями. Там захоронено около 25 тыс. военнопленных. На месте захоронения установлена пирамида со звездой, а там где располагались казармы – мемориальный знак».
Школа № 50 после освобождения города от фашистов
Руины, деревья и дети на печах
Экскурсовод показала студентам послевоенные фотографии нашего города: разрушенную «Каменную лавку», здание нынешней школы № 50, разрушенные дома... После войны от города осталось крайне мало. Фашисты постарались разрушить все каменные здания, а деревянные постройки были сожжены. В настоящее время сохранились только несколько довоенных зданий: железнодорожная поликлиника (1903 г. постройки) и напротив нее – каменный склад, где раньше был рыбный магазин (1904 г. постройки). Когда наши солдаты 24 февраля вошли в город, они увидели одни деревья через весь центр города. Тысячи крестов стояли на перекрестке Дно-Белошкино-Порхов. Развалины взорванного клуба им. Дзержинского, руины школы № 35 (сейчас № 50). По всему городу стояли печи, на которых лежали дети. А матери топили эти печи, потому что на улице было -42 °С и попросту некуда было деть детей. Родители накрывали их рогожей, если могли найти, если нет – досками».
Последствия немецко-фашистской оккупации
Заново и основательно
В невероятно трудных условиях, несмотря на постоянные налеты вражеской авиации, железнодорожники сразу приступили к восстановительным работам. Ко Дню Победы (9 мая 1945 года) была закончена расчистка территорий, начали работать цех промывки паровозов, медеплавильный цех, кузница. Вскоре стали проводить перетяжку бандажей колесных пар, приобрели заграничный станок для их обточки. Затем построили механический цех и цех подъемочного ремонта паровозов. Уже в 1946 году наше паровозное депо стало важнейшей ремонтной базой Октябрьской железной дороги. В 1964 году установили памятник партизанам, работникам депо, которые трудились во время войны и тем, которые ушли на фронт и стали героями. В 1965 году коллектив депо впервые освоил подъемочный ремонт экипажной части тепловозов серии ТГ-102. Взамен старых традиционных инструментов стали применяться современное оборудование: консольно-поворотные краны с гайковертами, новейшие станки, точные приборы. Появились полностью механизированные канавы и другие приспособления, облегчающие труд и повышающие его производительность. К концу 1973 года было закончено оборудование цеха для ремонта дизелей. В День железнодорожника, 5 августа 1990 года, в 11 часов утра на перроне вокзала станции Дно состоялся торжественный митинг, посвященный открытию мемориального паровоза ЭМ-728-23, установленного здесь на вечную стоянку».
Диана Деева обратила внимание ребят на стенд с фотографиями послевоенных будней дновских железнодорожников: клуб, профилакторий выходного дня, театральный кружок и другие. Она попросила студентов представить, как жилось дновцам в то время, какой был тяжелый быт. Но, тем не менее, люди радовались и жили полноценной жизнью. Экскурсовод пожелала детям заполнить свою душу, чем-то добрым и светлым, не жить бездумно, ведь в жизни есть очень много интересного.
Открытие обелиска работникам депо, погибшим во время Великой Отечественной войны
«Лечение» локомотивов
Но самой насыщенной частью мероприятия стала экскурсия по участкам производства: студенты увидели узлы и оборудования локомотива, находящиеся в процессе ремонта и испытания, опытные специалисты депо рассказали о назначении и принципах действия, основных параметрах и технологии ремонта локомотивного оборудования. Очень сложно описать все увиденное, масштабы предприятия просто поражают, ведь весь коллектив депо трудится ради одного общего дела! О таком говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!», но мы постараемся вам обо всем рассказать.
Механический цех. Токарь Сергей Мялло
Сотни тысяч километров пути преодолевают за свой эксплуатационный век тепловозы, но наступает день, когда им требуется ремонт. Раньше их техобслуживание и текущий ремонт производились в депо на местах, а капитальный – на заводах. Однако локомотив – машина сложная, и было бы оптимально сосредоточить ответственность за ее «лечение» в одних руках. Этим и занимается сервисное локомотивное депо Дно-Псковское ООО «ТМХ-Сервис». Работа в нем направлена на обеспечение технической сохранности, обслуживания и текущего ремонта тягового подвижного состава, организацию труда ремонтных рабочих, обеспечение безопасности, эффективности и экономичности. Большую роль для локомотивного депо играет мастер. Здесь он является руководителем и организатором работы бригады, определяя штат в зависимости от решаемых задач.
Цех ТР-3
Экскурсия началась с «сердца» депо – цеха ТР-3. В нем осуществляют текущий ремонт тепловозов. Старший мастер Сергей Николаевич Кос-тин рассказал студентам об основных обязанностях слесаря по ремонту подвижного состава, после чего провел ознакомительную экскурсию. «Здесь проводится ремонт для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Объем работ включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания, а также частичную модернизацию. В среднем необходимость в ТР-3 возникает через каждые 4 года», – рассказал ребятам Сергей Николаевич. Но ТР-3 это только часть слаженной работы системы депо. Здесь, с помощью крана грузоподъемностью 30 тонн, разбирается локомотив. Потом его составные части отправляют в другие цеха: шатунно-поршневой, автоматный, тележечный, электромашинный, электроаппаратный, механический, топливный и другие для дальнейшей диагностики и ремонта, после чего возвращаются сюда на сборку.
Моечная машина
Студентам показали моечную машину, в которой специальным химическим составом, разведенным в горячей воде, отмывают от машинного масла и других загрязнений некоторые агрегаты и запчасти. Кстати, на территории депо есть очистные сооружения. Там утилизируются отходы, образовавшиеся в результате деятельности предприятия. Также ребята увидели покрасочную камеру, которая находится в тележечном цехе. Туда загоняют раму тележки, которую перед покраской полностью освобождают от колесно-моторных блоков, очищают и отмывают. За ТР-3 еще закреплено покрасочное помещение для секций. Каждую весну и осень в депо проходит комиссионный осмотр тепловозов, после чего их отправляют на покраску.
Мастер-класс по кузнечному делу
Большой интерес у мальчишек вызвал кузнечный цех, в котором работает известный многим дновцам Андрей Анатольевич Корольков. Он показал ребятам небольшой мастер-класс по кузнечному делу. В этом цехе выполняются работы по горячей отработке механических деталей тепловозов, обслуживанию инструментов. Он оборудован пневматической машиной с ударным бойком, электроприборами, печью, кузнечной наковальней, правочным прессом, ножницами для резки металла. Кстати, здесь изготовили три Поклонных креста. Один из них, как всем известно, установили на въезде в город со стороны Порхова.
Печь в кузнечном цеху
В цехе ТР-2 осуществляют средний ремонт тепловозов. Здесь проводится осмотр и, при необходимости, ремонт дизеля и вспомогательных частей, электрического оборудования, гидропередачи, экипажной части, автосцепного и тормозного устройства.
Старший мастер цехов ТО-3, ТР-1 Дмитрий Владимирович Футьев продолжил экскурсию и рассказал об особенностях их работы. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов в объеме ТО-3 включает обслуживание и испытание тормозного оборудования, автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колесных пар и т.д.
Дмитрий Футьев показывает студентам цеха ТО-3, ТР-1
При проведении ТО-3 выполняются все работы в объеме ТО-2, а также дополнительно проверяется частота вращения дизеля на тепловозах, герметичность секций холодильников и производится продувка их воздухом. Снимаются форсунки дизелей и испытываются на стенде, осматриваются поршни. Также промываются или заменяются фильтры, проверяется крепление моторно-осевых подшипников и подвесок тяговых двигателей, осматриваются предохранители и контакторы высоковольтных цепей и цепей управления, а также производятся другие работы.
Покрасочный цех
В нашем депо на ТО-3, ТР-1, ТР-3 обслуживаются более 100 тепловозов, которые приписаны к ТЧ-18, а ТО-2 – выполняют всем локомотивам, которым необходимо техническое обслуживание. Кстати, в каждом из них есть бортовой журнал, в котором машинисты, в момент движения, фиксируют все замеченные технические неполадки. При приемке/сдаче локомотива, они проверяют его на исправность. Если в журнале были замечания, и нет отметки на ТО-2 или ТО-3 об их устранении, то машинист не может отправиться на таком локомотиве в путь.
Женщины – железнодорожники
На сегодняшний день в сервисном локомотивном депо Дно-Псковское работает 406 человек, каждый из которых выполняет свою функцию. Здесь трудятся квалифицированные слесари, сварщики, крановщики и многие другие, работа которых очень ответственная и тяжелая, ведь от технического состояния локомотива, его исправности, зависит не только соблюдение графика движения поездов, но и человеческие жизни. И, казалось бы, что среди этих многотонных запчастей, огромных болтов и гаек, женщинам не место, но они есть! 68 человек трудится практически наравне с мужчинами. Конечно, они не выполняют физически тяжелую работу, но, тем не менее, их труд тоже очень важен и нужен предприятию. Такими, к примеру, являются дефектоскописты. Они проверяют с помощью ультразвука или инфракрасного излучения все детали связанные с трением на наличие микротрещин. Это очень важная часть диагностики, т.к. от этого зависит, прежде всего, безопасность в процессе эксплуатации тепловоза. Еще в депо работают женщины кладовщики, мойщики, маляры, инженеры, бухгалтера, экономисты, нормировщики, техники и другие.
Все мы знаем, что сервисное локомотивное депо является градообразующим предприятием. На нем трудятся семьями. Благодаря железной дороге появился и живет наш, пусть и небольшой, но самый любимый и родной город! Всероссийская акция «Неделя без турникетов» прошла по всей стране. Её цель – помочь студентам выбрать будущую профессию, рассказать о возможностях и перспективах, которые открываются перед ними. И мы надеемся, что юные дновцы поддержат традицию и будут трудиться и прославлять наш город.
Юлия ПЕТРОВА, фото автора