Администрация Дновского района
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 09. 12.2022 года № 555
Об утверждении межведомственной превентивной программы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и случаев буллинга, вовлечению несовершеннолетних и членов их семей в различные виды семейной досуговой деятельности, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений, а также повышения психологической и педагогической культуры семей на территории муниципального образования «Дновский район»
В соответствии с Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Дновского района от 29 сентября 2022 года в целях совершенствования мер по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних, а также деятельности по выявлению и пресечению преступлений данной категории Администрация Дновского района постановляет:
- Утвердить «Межведомственную превентивную программу по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и случаев буллинга, вовлечению несовершеннолетних и членов их семей в различные виды семейной досуговой деятельности, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений, а также повышения психологической и педагогической культуры семей на территории муниципального образования «Дновский район» (приложение № 1).
- Управлению образования Администрации Дновского района и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Дновского района:
- осуществлять руководство и контроль за реализацией программы в подведомственных образовательных организациях;
- разработать и утвердить план мероприятий Программы.
- Директорам муниципальных общеобразовательных учреждений: Щукиной Т.Н., Жигадло И. А., Крехтуновой Н.Н. обеспечить выполнение программы в образовательных организациях.
- Опубликовать настоящее Постановление в газете «Дновец», официальном сетевом издании «Дновец» и разместить на официальном сайте муниципального образования «Дновский район» в сети «Интернет».
Глава Дновского района М. Н. Шауркин
Приложение № 1
к постановлению Администрации Дновского района
от 09.12.2022ода № 555
Межведомственная превентивная программа по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и случаев буллинга, вовлечению несовершеннолетних и членов их семей в различные виды семейной досуговой деятельности, направленной на гармонизацию внутрисемейных отношений, а также повышения психологической и педагогической культуры семей на территории муниципального образования «Дновский район».
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательных учреждениях, а также гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение психологической и педагогической культуры семей.
- Содержание проблемы и обоснование необходимости её
решения программными методами
- Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:
сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами, социально-психологическое состояние,
межличностные отношения,
неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей, отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.
- Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. В этой связи необходимо проведение работы по профилактике суицидального поведения среди учащихся.
- Нормативно-правовые акты, регламентирующие профилактику суицидального поведения детей и подростков
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (статья 14);
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Административный кодекс РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»);
- Алгоритм межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики на территории Псковской области по предупреждению детского суицида и принятию мер реагирования по сообщениям о суицидальном поведении несовершеннолетних (Утвержден Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации области от 19.09.2019 № 16).
- Цели и задачи
- Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы всех участников образовательного процесса по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
- Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы.
3. Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
- Принципы реализации программы
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
- Основные направления деятельности
- Работа с подростками, вставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
- Работа с неблагополучными семьями.
- Вовлечение детей и их семей в культурно-досуговую деятельность;
- Просветительская работа с родителями учащихся.
- Система организации контроля исполнения программы
- Контроль исполнения программы осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Дновского района и Управлением образования Администрации Дновского района на основании предоставления аналитического отчета по реализации программы согласно плану мероприятий.
- Содержание основных понятий
- Покушение на самоубийство - это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
- Социализация - двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой - это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
- Социальная среда - человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
- Суицид - самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
- Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
- Суицидальное поведение - волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
- Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
- Суицидальный риск - склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
- Суицидент - человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Толерантность - способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
- Ожидаемый результат
- Организованная работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
- О мерах профилактики суицида среди детей и подростков
- Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей - неволей он оказывается. Статистика: Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 — 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка — это привлечение к себе внимания. Время года: Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой. Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях. При изучении суицидального поведения следует различать следующие типы: Демонстративное поведение. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению. Предсуицидальный синдром. Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях. Дети - суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
- Как заметить надвигающийся суицид? Признаками эмоциональных нарушений являются:
Внешний вид и поведение |
Тоскливое выражение лица (скорбная мимика); Гипопомия; Амимия; Тихий монотонный голос; замедленная речь; Краткость ответов; Отсутствие ответов; Ускоренная экспрессивная речь; Отсутствие ответов; Патетические интонации; Причитания; Склонность к нытью; Общая двигательная заторможенность; Бездеятельность, адинамия; Двигательное возбуждение |
Эмоциональные нарушения |
Скука; Грусть; Уныние; Угнетенность; Мрачная угрюмость; Злобность; Раздражительность; Ворчливость; Брюзжание; Неприязненное, враждебное отношение к окружающим; Чувство ненависти к благополучию окружающих; Чувство физического недовольства; Безразличное отношение к себе, окружающим; Чувство бесчувствия; Тревога беспредметная (немотивированная); Тревога предметная (мотивированная); Ожидание непоправимой беды; Страх немотивированный - Страх мотивированный; Тоска как постоянный фон настроения - Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности; Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг |
Психические заболевания |
Депрессия; неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой; маниакально-депрессивный психоз; шизофрения |
Оценка жизни собственной |
Пессимистическая оценка своего прошлого; Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого; Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния; Отсутствие перспектив в будущем. |
Взаимодействие с окружающими |
Нелюдимость, избегание контактов с окружающими Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью Склонность к нытью Капризность Эгоцентрическая направленность на свои страдания |
Вегетативные нарушения |
Слезливость Расширение зрачков Сухость во рту ("симптомы сухого языка") Тахикардия; Повышенное АД; Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха; Ощущение комка в горле; Головные боли; Бессонница; Повышенная сонливость; Нарушение ритма сна; Отсутствие чувства сна; Чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе) Снижение веса тела - Повышение веса тела; Снижение аппетита, пища ощущается безвкусной |
Динамика состояния в течение суток |
Улучшение состояния к вечеру. Ухудшение состояния к вечеру. |
11.Психодиагностика суицидального поведения
- Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их. Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. Часто желания за и против суицида настолько уравновешены, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства. Различают склонности к суицидальному поведению в зависимости от типа личности. Так, приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты. Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение. Лица, находящиеся в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивное функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления, наличие культурных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табулирующих его, проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).
12.Роль педагога в работе с суицидальными детьми
- Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами - значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
13.Рекомендации для учителей
- Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его». Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках. Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия. Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей. Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.
Что можно сделать для того, чтобы помочь:
Подбирайте ключи к разгадке суицида. Примите суицидента как личность. Установите заботливые взаимоотношения. Будьте внимательным слушателем. Не спорьте. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы Вселяйте надежду. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Обратитесь за помощью к специалистам. Важность сохранения заботы и поддержки.