В рамках праздничных мероприятий Дня города – Дня железнодорожника 5 августа в отремонтированном зале музейно-выставочного центра здания автовокзала, которое Областная администрация Псковской области передала в безвозмездное пользование Районному культурному центру, состоялось открытие выставки традиционной одежды «Душевные наряды»
В жизни человека одежда всегда играла важную роль не только как защита от холода, она создавала его индивидуальный образ. Даже при взгляде на незнакомого человека, на то, как он одет, можно было многое узнать о его личности. «По одежке встречают» – пословица стара как мир, но недооценивать её не стоит. Первое впечатление о человеке складывается именно благодаря одежде. По ней можно узнать пол и возраст человека, национальность и место жительства, социальный статус, материальное положение и многое другое.
Понятие символики цвета появилось в одежде с древних времён. Люди издавна придавали большое значение языку красок, что, в свою очередь, нашло отражение в народных сказках, мифах, преданиях и учениях. Ведь цвет – это своеобразный знак, символ и сигнал. С помощью цвета можно сообщать информацию окружающим – в этом случае цвет будет играть роль тех слов, которые мы не произносим.
Гости выставки смогли в полной мере окунуться в море красок, фасонов и даже на себя примерить неповторимые образы. На миг даже показалось, что мы попали в другую эпоху. Представленные выставочные экспонаты поражали своим разнообразием, фактурой, кроем и украшениями. А посмотреть было на что! Это и частная коллекция нарядов мастера по лоскутному шитью Кларисы Евгеньевны Першиной (д. Кук Новгородской области), и наряды из фонда МБУК «Центр культуры и досуга» (г. Сольцы Новгородской области), и текстильные броши – авторские работы Натальи Юрьевны Апанович (г. Псков) и, конечно, коллекция нарядов мастера традиционной Псковской одежды Марины Александровны Карповой (г. Дно).
Всего на выставке были представлены 33 экспоната. Среди них традиционные праздничные костюмы конца XIX – начала XX века: женский сарафанный комплекс, женский костюм «парочка» и мужской костюм.
Посетители выставки с интересом узнавали от экскурсовода Людмилы Костроминой, что верхнюю одежду мужчины непременно подпоясывали. Пояс выполнял не только утилитарную функцию (стягивал одежду), но также обрядовую и социальную. «Ни креста, ни пояса», – так говорит русская пословица о бесчестном и бесстыдном человеке. Мужской пояс в Древней Руси был показателем статуса человека – от «вервия» на нищем, до золотого пояса на князе.
Сарафанные комплексы шились из льняной, шерстяной материи, украшенной набивными ткаными и вышитыми узорами.
Большое распространение имели сарафаны из гладкокрашеных красных и синих тканей, «набивные» кубовые сарафаны, сарафаны из домотканых «пестрядей». Их носили с льняными холщевыми рубахами, щедро украшенными вышивкой, пестроткаными лентами браного тканья, полосами узорного ситца и другими материалами. Рубахи были двух видов: цельные и составные. В ряде случаев девушка могла носить подпоясанную рубаху без сарафана. На сельских праздниках (первый выгон скота весной, сенокос) девушки могли быть одетыми в длинные расшитые, особенно пышно по подолу, рубахи. Так они демонстрировали перед всеми свое трудолюбие, вкус, мастерство.
Крестьянские вышитые рубахи северных губерний – образцы высокохудожественного мастерства талантливых народных мастериц. В мотивах северных вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Это глубоко традиционные образцы русского народного искусства, наполненные емким содержанием и символикой. Они связаны с языческими представлениями славян об окружающем мире, природе, вселенной, добре и зле. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, а дерево сливалось с образом Древа жизни, символизировавшего вечную, живую природу.
Клариса Першина родом из пригорода Самарканда, воспитывалась в многодетной семье. «В моей семье шили бабушка, мама и сёстры. Очень люблю новые платья, в моём гардеробе их более тридцати. С детства не привыкла ходить в одной и той же одежде. Мой своеобразный девиз: «К любому мероприятию – новое платье!», а брюки ношу только по необходимости, если только своих животных вывожу на прогулку. К Новому году мои дети с удовольствием надевают карнавальные костюмы, изготовленные специально к этому празднику. Мы наряжаемся и веселимся от души, – призналась Клариса Евгеньевна. – Мой любимый цвет – это красный. На изготовление одного костюма у меня уходит примерно одна неделя, а вот если он состоит из многих деталей, то и около двух», – рассказала она.
Заглянул на выставку и молодой мужчина, кораблестроитель из города Иваново, который проездом оказался в нашем городе. Оказалось, Дмитрий Купинов не только проявляет интерес к народным традициям, но и у него в гардеробе есть шесть косовороток из небелёного льна. «Я восхищаюсь работой мастеров и считаю, что именно в такой одежде приятно ходить. Она индивидуальна и неповторима, в ней тело «дышит». Я изучаю народные традиции, ведь это наши истоки!» –сказал Дмитрий.
Районная библиотека представила выставку литературы «Поэзия народного костюма». Рассказывать о костюмах, тканях можно бесконечно. Но, уважаемые читатели газеты, лучше всего один раз увидеть!
В завершение выставки Клариса Першина сказала: «Огромное спасибо мастерам, всем тем, кто приложил свою руку и сердце к изготовлению душевных нарядов. Очень приятно, что в городе Дно открылся свободный, красивый и уютный выставочный зал. Несомненно, этот зал и музей станут местом отдыха, центром притяжения не только жителей Дновского района, но и его соседей. Выставка прошла душевно, а я с нетерпением буду ждать новых встреч с почитателями народных традиций и любителей традиционного русского костюма!»
Марина МИХАЙЛОВА,
фото автора