Претендент на победу в номинации «Учитель года» по версии читателей газеты «Дновец»
Наша героиня – Олеся Кириллова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50» – не допускала и мысли что когда-нибудь станет педагогом, воспитываясь в учительской семье, она однозначно решила: «В школу – ни ногой!» И сделала всё от неё зависящее, для того чтобы исполнить свою детскую мечту и стать музыкантом! Но оказалось, что по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. «Видимо, у детей педагогов, военных, врачей и актёров нет шансов на иной выбор!..» – считает она.
И вот уже 22 года Олеся носит звание – Учитель! Ежедневно произносит слова: «Здравствуй, любимая школа! Здравствуйте, мои любимые ученики! Спасибо, Господи, за то, что я смогла найти своё призвание!»
Ирония судьбы
Родилась Олеся в деревне Замошки Дновского района. Окончила школу № 1 и Дновскую музыкальную школу по классу баяна. Затем поступила в Псковское областное музыкальное училище им. Римского-Корсакова, где получила несколько специальностей: преподаватель по классу баяна, артист ансамбля, оркестра, дирижёр оркестра и аккомпаниатор. За время учёбы она освоила 6 музыкальных инструментов: баян, аккордеон, фортепиано, гитара, домра и балалайка. По окончании училища Олеся поступила в Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств на заочное отделение и пошла работать. «Вот, казалось, и сбылась моя мечта: я – музыкант! Но не тут-то было…», – рассказала она.
По распределению Олеся попала в Дновскую музыкальную школу, где юному специалисту почему-то не нашлось места. Вот она – ирония судьбы: распределение есть, а места нет! В РОНО ей предложили поработать годик в школе № 2 учителем музыки. И она согласилась.
Моё призвание
«Что я чувствовала, идя на первый урок, невозможно передать словами: и страх, и обиду, и недовольство. Да, скрывать не буду, было очень страшно, потому что для меня, восемнадцатилетней девчонки, всё было новым: взрослые и опытные коллеги, классы по 30 человек и, самое главное, – другая методика преподавания!» – пояснила Олеся. В музыкальных школах с детьми работают индивидуально, а в общеобразовательной – нужно заинтересовать целый класс!
Первый год в школе оказался самым трудным для неё. Сколько было пролито слёз, бессонных ночей проведено за чтением методической, психологической и музыкальной литературы! «Именно тогда я поняла, что нельзя отступать, нужно идти до конца и никогда нельзя давать себе слабину», – рассказала Олеся.
Спустя год её пригласили в Юрковскую основную школу, где она проработала восемь лет. С должностью организатора воспитательной работы Олеся умело сочетала преподавание музыки, МХК и даже ОБЖ. Потом ко всему этому добавились часы русского языка и литературы. Но с условием: поступить на филологический факультет в Педагогический Университет. И она поступила, о чём не пожалела ни на минуту! «Именно в Юрковской школе я осознала, что профессия учителя и есть моё призвание!» – с гордостью в голосе сказала Олеся. С 2005 года она работает учителем русского языка и литературы в школе № 50.
Главный наставник
«В жизни каждого человека есть люди, которые тем или иным образом повлияли на его судьбу. Мне всегда везло на таких людей, которые никогда не отказывали в помощи, давали полезные советы, поддерживали мои начинания. Я всегда буду им благодарна. Если бы не было их, то, вполне вероятно, не было бы и нашей с вами беседы», – считает Олеся Кириллова.
Самым главным наставником, образцом настоящего Учителя и Человека была, есть и остаётся для Олеси любимая бабушка – Раиса Александровна Шпинглис (учитель русского языка и литературы и бывший директор школы № 1). С ней она даже поработала вместе в Юрковской школе, когда Раиса Александровна была уже на пенсии. «Бабуля была очень грамотной, начитанной, мудрой и порядочной женщиной, готовой всегда придти на помощь и дать нужный совет, показать на собственном примере, что всё в этой жизни можно решить, стоит только этого захотеть. Вот уже 11 лет бабушки нет с нами, но я каждый день вспоминаю её, советуюсь с ней в своих мыслях. Мне очень важно понять, как бы она оценила мой тот или иной поступок. Именно бабушка сказала мне слова, которые стали девизом моей жизни: «Если за что-то берёшься, делай так, чтобы потом не было стыдно. А если ты не уверена в себе, то нечего и начинать!» – рассказала Олеся.
Взяли из деревни
В том, что она стала учителем, есть огромная заслуга ещё одного дорогого ей человека – Натальи Геннадьевны Дончук. Она, будучи завучем в Юрковской школе, обучила её многим премудростям учительской работы. «Благодаря Наталье Геннадьевне я смогла поверить в себя, в свои силы и способности, в то, что моя профессия может приносить огромное удовлетворение, а не только разочарование и обиды», – заметила Олеся Кириллова.
Огромную благодарность она испытывает к людям, с которыми пришлось начинать работать в школе № 50. «Никогда не перестану благодарить бывшего директора Елену Борисовну Гашину и завуча Ирину Владимировну Никифорову, которые не побоялись взять меня из деревни в среднюю школу с незаконченным на тот момент высшим образованием и создали абсолютно все условия для того, чтобы мне комфортно работалось в новом коллективе. – Я ежедневно ощущаю помощь и поддержку Татьяны Николаевны Щукиной и Елены Юрьевны Степановой, которые всегда подскажут правильное решение в сложных ситуациях», – продолжила Олеся.
Но не состоялась бы Олеся Кириллова ни как человек, ни как учитель, если бы не её любимая мама – Лариса Викторовна Кириллова. «Она является моим самым верным и надёжным другом. Я очень дорожу её мнением. Поддержка мамы даёт мне силы идти дальше и не останавливаться на достигнутом», – объяснила она.
Вот сколько людей играют важную роль в её жизни и работе!
Учусь у детей
Один человек сказал: «Педагог – это инженер человеческих душ». С ним невозможно не согласиться. Каким будет современный ребёнок, во многом зависит от нас – учителей.
Среди учеников Олеси Кирилловой много талантливых ребят, которые становятся призёрами и победителями не только районных конкурсов, но и Всероссийских и международных.
«Работая с детьми, я не только учу их своему предмету, но и сама многому у них учусь. Современные дети – интересные собеседники, очень продвинутые, оригинальные и креативные. Общаться с ними – огромное удовольствие!
Я прекрасно понимаю, что не все мои ученики станут писателями, поэтами или учителями, зато из них могут получиться добросовестные, трудолюбивые, отзывчивые и порядочные люди, которыми будет гордиться школа, семья и государство»,– заметила она.
Пока вопросов больше
Но как бы Олеся ни любила свою работу, её сильно беспокоит авторитет учительской профессии в нашей стране. «Сегодня общество предъявляет особые требования к учителю: учитель должен, учитель обязан, он не имеет права и т.д. Со всех сторон только и слышим: «А где же была школа?! Куда смотрели учителя и классные руководители?» Но ведь совсем недавно, несколько десятилетий назад профессия учителя считалась одной из главных, уважаемых и почитаемых в нашей стране. Как же так вышло, что сегодня труд учителя обесценился и ставится под сомнение? Куда пропал учительский авторитет? И почему учителя может оскорбить любой? Даже бытует мнение, что учителя – бездельники. Ничего не делают, а только целый день ходят с указкой возле доски или с журналом по коридору.
На самом же деле профессия учителя сложна и многогранна. Помимо подготовки к урокам, и проверки тетрадей, учителя разрабатывают сценарии для мероприятий, готовятся к ним вместе с детьми. Не забывая при этом подбирать свой ключик к сердцу каждого ребёнка, и находить общий язык с родителями. А ещё олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и многое другое! Но ведь за пределами школы тоже есть жизнь. Учителей дома ждут семья, дела и заботы. Как тут всё успеть?! «Я, например, сплю по 3-4 часа в сутки и то, многое из запланированного на день не успеваю сделать. Иногда, чтобы не терять времени, вообще не сплю. Я не сомневаюсь, что точно так же живут и все остальные учителя – «бездельники»», – поделилась с нами Олеся.
Пока у неё вопросов больше, чем ответов, но мы надеемся на то, что в ближайшем будущем, отношение к профессии учителя изменится в лучшую сторону.
Каждый человек хоть раз в жизни задаёт себе вопрос: «Счастлив ли я?». Олеся с уверенностью на него отвечает: «Да! Я счастлива! У меня есть любимая семья и работа! Бывает так, что у тебя плохое настроение, но когда входишь в класс, видишь глаза детей, то сразу забываешь обо всём плохом. Вот тогда ты понимаешь, что такие мгновения уже не променяешь ни на что на свете! Вот это и есть учительское счастье!».
Мария ТОРЖЕНОВА,
фото автора